О диагностике и устранении профессиональных дефицитов педагогов дополнительного образования

Буднецкая Евгения Александровна,

методист

Городской станции юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург,

evro1706@mail.ru

В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. От уровня профессиональной компетентности педагога дополнительного образования (далее педагога) зависит не только качество образования, но в некоторых случаях здоровье и даже жизнь обучающихся. 

Профессиональная компетентность педагога – это качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач. Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями или профессиональными дефицитами педагога.

Профессиональные дефициты педагогов – осознанные или неосознанные недостатки (ограничения) в профессиональной компетентности педагогов, которые препятствуют решению профессиональных проблем и вопросов, реализации профессиональных действий и достижению планируемых результатов.

Определение профессиональных дефицитов в той или иной компетенции педагогов тесно взаимосвязано с оценкой профессиональных потребностей педагогов. Информация, полученная в ходе исследований, дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута педагога. Следование данному маршруту и достижение поставленных целей значительно улучшит качество образовательной услуги предоставляемой учреждением дополнительного образования.

Правовые основания проведения диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников образовательных организаций

Нормативными правовыми основаниями проведения диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников образовательных организаций являются:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

— распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему педагогического роста»;

— паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

— распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;

— распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021г. № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»;

— распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;

— приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Диагностика профессиональных дефицитов

В целях выявления профессиональных дефицитов педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности (педагогов Городской станции юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег») автором статьи был проведен опрос (анкетирование). Участие в опросе было осуществлялось на добровольной основе и при соблюдении конфиденциальности. Опрошенные педагоги (17) имели разный возраст и опыт работы.  

Для проведения опроса была выбрана анкета «Диагностика профессиональных дефицитов педагога». Данная анкета разработана для самодиагностики педагога, благодаря трем вариантам ответов она дает качественный и точный результат. Составившие его вопросы имели отношения к пяти областям. Первоначально вопросы опросника не были адаптированы к системе дополнительного образования, поэтому в целях дальнейшего использования опросника методистами и педагогами дополнительного образования вопросы подверглись переработке, не изменившей их смысл:

Раздел I. Дефициты в области общепедагогической профессиональной компетентности

  • Разработка образовательных программ многоразового применения.
  • Составление рабочих программ.
  • Организация и поддержание разнообразия деятельности обучающихся.
  • Организация самостоятельной работы обучающихся.
  • Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.
  • Применение в образовательной деятельности разнообразных методов обучения (проблемного, развивающего, дифференцированного и т.д.).
  • Оценка  результатов обучения.
  • Выявление причин неуспешности обучения.
  • Организация работы с особенно  одарёнными обучающимися.
  • Организация работы со слабо мотивированными обучающимися.
  • Формирование мотивации к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся.
  • Освоение и применение современных достижений науки, техники, практики в профессиональной деятельности         

Раздел II. Дефициты в области оценочно-рефлексивной компетентности

  • Оценка результатов своей профессиональной деятельности.
  • Коррекция профессиональной деятельности.
  • Прогнозирование результатов  профессиональной деятельности  .

Раздел III. Дефициты в области педагогической деятельности при подготовке и проведении занятий

  • Постановка цели занятия.
  • Включение обучающихся в формулирование целей занятия.
  • Подбор необходимого содержания и методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях) в соответствии с поставленной целью занятия.
  • Учёт психолого-педагогических возрастных особенностей обучающихся.
  • Подбор учебных заданий различной степени сложности.
  • Постановка образовательных задач занятия.
  • Постановка воспитательных задач занятия.
  • Постановка развивающих задач занятия.
  • Включение обучающихся в планирование деятельности по достижению цели и задач занятия.
  • Чёткое определение места каждого занятия в системе занятий по выбранной теме.
  • Выбор оптимальных методов, форм, приёмов и средств обучения.
  • Рациональное распределение времени занятия.
  • Подготовка комфортных санитарно-гигиенических условий (материально-техническое обеспечение, расстановка рабочих мест и др.).
  • Создание условий для актуализации опыта обучающихся.
  • Проблемное изложение материала занятия.
  • Предоставление возможности выбора для обучающихся оптимальных методов, форм, приёмов и средств обучения.
  • Проверки знаний учащихся.
  • Подведение итогов занятия.
  • Формулирование и разъяснение домашнего задания, определения его места в структуре занятия.
  • Умение использовать рефлексию на занятии.
  • Вовлечение в учебную деятельность обучающихся с различной учебной мотивацией и учебными достижениями.
  • Комментирование учебных достижений обучающихся.
  • Формирование положительной эмоциональной сферы обучающихся на занятии.
  • Создание благоприятного психологического климата для обучающихся (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся).
  • Самоанализ занятия (педагог анализирует свою работу).        

Раздел IV. Дефициты в области психолого-педагогической компетентности

  • Учет психологических особенностей возраста в процессе обучения обучающихся.
  • Владение приемами планирования и организации деятельности обучающихся.
  • Владение приемами планирования и организации личного труда.      

Раздел V. Дефициты в области коммуникативной компетентности

  • Социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности.  
  • Разрешение конфликтных ситуаций.
  • Взаимодействие с родителями обучающихся.
  • Организация совместной деятельности родителей и обучающихся.
  • Взаимодействие с коллегами по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся.
  • Взаимодействие с администрацией ОУ.

Участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях

На каждый из вопросов педагог выбирал один из трех вариантов ответов: испытываю затруднения; получается, но необходимо совершенствование; получается хорошо.

Рекомендуя опросник для самостоятельного применения педагогами нужно иметь ввиду необходимость проведения предварительной консультации. Нужно, чтобы педагог правильно понимал и общий смысл вопросов и применяемую в их формулировке терминологию. 

 В нашем случае в результате применения опросника у участвовавших в опросе педагогов были выявлены и сильные стороны их профессиональных компетенций и ряд дефицитов, на устранение которых должна быть направлена методическая работа и обращено внимание администрации учреждения.

Рассмотрим три из представленных пяти областей выявления профдефицитов. Именно в этих областях, согласно результатам опроса, обнаружилось достаточно большое количество дефицитов:

Раздел I. Дефициты в области общепедагогической профессиональной компетентности понимаются как отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определённых направлений педагогической деятельности. Основные затруднения педагоги отметили в освоении и применении современных достижений науки, техники и практики в профессиональной деятельности; при разработки программ дополнительного образования; организации самостоятельной работы обучающихся; при организации работы со слабо мотивированными обучающимися.

Раздел III. Дефициты в области педагогической деятельности при подготовке и проведении занятий. Педагоги испытывают затруднения при постановке цели и задач занятия; самоанализе занятий; создания условий для актуализации опыта обучающихся; предоставление возможности выбора для обучающихся оптимальных методов, форм и приемов обучения.

Раздел V. Дефициты в области коммуникативной компетентности педагога рассматривается как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач. Затруднения при взаимодействии с родителями обучающихся; взаимодействии с коллегами по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся.

Рекомендации по преодолению профессиональных дефицитов

Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

а) организация методических объединений,

б) курсы повышения квалификации и т.д.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, обмен опытом (взаимопосещение занятий).

Совершенствование качества обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! Но повышать квалификацию должны не одни педагоги. Эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций зависит от того, насколько повышает свою квалификацию ведущий семинары и организующий конференции методист. Повышение квалификации (самообразование) методиста обеспечивается не только его участием в курсах повышения квалификации в качестве слушателя, но и освоением нюансов педагогической практики того педагогического контингента, для кого методист планирует проведение семинаров и конференций. 

Как уже было сказано, в результате проведенного исследования были выявлены три наиболее проблемные зоны, для устранения которых необходимо разработать — или переработать в целях увеличения их понимаемости и востребованности педагогами — методические материалы (в том числе их электронные версии), с опорой на которые педагоги смогут приступить к самостоятельному устранению обнаруженных дефицитов, то есть к самообразованию. Так же необходимо провести беседы на интересующие темы в рамках педагогических советов и возможно приступить к индивидуальным собеседованиям. Попытаться применить систему наставничества для начинающих педагогов. Провести повторную диагностику для прослеживания динамики снижения профессиональных дефицитов.

Для увеличения эффективности оказываемой педагогам методической помощи необходимо, чтобы эта помощь была предельно конкретной, оказываемой педагогам в ходе их личной педагогической практики. Для этого методисту придется изучить и личностные особенности, и рабочие программы педагогов и найти моменты, в которой оказываемая педагогу помощь максимально наглядно демонстрировала ему алгоритм решения аналогичных проблем в будущем. Впоследствии необходимо будет убедиться, что продемонстрированный алгоритм успешно применяется педагогом.

Список источников и литературы:

1.  Методические рекомендации «Диагностика профессиональных дефицитов как средство построения индивидуального образовательного маршрута»:  https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/Diag_profdif.pdf   

2.  Методические рекомендации по устранению профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников МОКУ Виноградовской СОШ: 

https://буробр.рф/wp-content/uploads/2021/10/Методические-рекомендации-по-устранению-профессиональных-потребностей-и-дефицитов-педагогических-работников-МОКУ-Виноградовск.pdf

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031