Патриотическое воспитание молодёжи на примере проведения мероприятия, приуроченного к годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Крюкова Анастасия Сергеевна,

педагог-организатор,

ГБНОУ «Балтийский  берег», Санкт-Петербург,

anastasiya.nemce@mail.ru

Мероприятие организуется с целью формирования патриотизма и чувства гордости за героическое прошлое русского народа на примере изучения культурной жизни блокадного Ленинграда.

Участники: учащиеся 14-16 лет.

Количество команд — 4.

Состав команды — 5 и более человек.

Отвечая на вопросы викторины команда зарабатывает баллы, указанные в «цене» вопроса. Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов.

 Домашнее задание для команд: придумать название и приветствие.

 В помещении размещается мультимедиа-проектор и экран, книжная выставка (проза и поэзия), тематические стенды.

Мероприятие решает следующие задачи:

— знакомство детей с культурным достоянием города в период Блокады;

— формирование представлений о событиях Блокады Ленинграда, а также о роли деятелей культуры в формировании подъема патриотического настроения и морального духа;

— воспитание гражданско-правового самосознания у подрастающего поколения, формирование таких качеств как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите;

— развитие познавательных интересов учащихся, в том числе интереса к изучению роли Ленинграда и его деятелей культуры в Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия:

На мероприятие приглашаются дети блокадного Ленинграда, представители Совета ветеранов. Их слова открывают мероприятие. Ведущий мероприятия представляет гостей, гости выступают с приветственным словом, рассказывают о трагических событиях того времени, о том, как выживали люди в осажденном городе, как проходили через бомбежки, голод, холод и смерть. Команды, выстроенные перед экраном, по очереди произносят названия и приветствия. После их выступлений Ведущий зачитывает стихи и задает участникам вопрос:

«В поэзии – целительная сила!  

Мы без стихов и дня не проживём,

Она нас в дни страданий оживила

И призывает к жизни каждым днём.

Что может быть страшнее той блокады.

Что пережил наш гордый Ленинград?

Но слышали сквозь громы канонады

Симфонии, что по сей день звучат.

Гремели  пушки! Музы – не молчали…

В победу веру не терял народ.

Боролись стойко, даже погибали,

Но непременно двигались вперёд.

И потому поём сегодня гимны.

Во славу всех героев и бойцов.

Да будет та страна непобедима,

Что помнит подвиг дедов и отцов!

– Подумайте о том, какие чувства вызвало у вас данное стихотворение? Как музыка, поэзия, творчество помогало людям выстоять в тяжелых условиях блокады?» (Вопрос риторический. Немедленного ответа не требует).

В первые же месяцы войны выпущены плакаты: «Смерть фашизму» В. Серова, «Наше дело правое, Победа будет за нами!» В. Лебедева, «Бей крепче, сынок!» И. Серебряного, «Молодежь, к оружию!» А. Казанцева, «Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается» А. Любимова. Скульпторы создали выразительные плакаты-барельефы и установили их на Невском проспекте.

Предлагаем выполнить задания интерактивной викторины, посвященной Годовщине полного снятия Блокады Ленинграда» [6]. Проводится жеребьевка команд. Ведущий объясняет правила проведения викторины.  Участники видят экран, представляющий тему и «цены» вопросов.

Предлагаем выполнить задания интерактивной викторины, посвященной Годовщине полного снятия Блокады Ленинграда» [6]. Проводится жеребьевка команд. Ведущий объясняет правила проведения викторины.  Участники видят экран, представляющий тему и «цены» вопросов.

  «Интерактивные задания представлены по следующим категориям:

— Театральная хроника;

— Никто не забыт, ничто не забыто;

— Город жив;

— Сердце Ленинграда.

 По очереди команды выбирают категорию и номер, под которым находится вопрос. Предоставляется время на ответ (2 минуты). Команды отвечают на вопрос, поднимают руки, по часовой стрелке начиная с команды, выбравшей вопрос.

 Команды дают свои ответы: если команда, выбравшая вопрос отвечает правильно, то она получает баллы, которые могут заработать на данной категории. Викторина включает 20 вопросов. Итак, мы начинаем».

Команды выбирают вопросы, Ведущий зачитывает вопросы вслух и фиксирует ответы команд.

КатегорияВопросОтвет
Театральная хроникаКак называется театр, который был открыт 18 октября 1942 года в Ленинграде?Блокадный театр (современное название — Театр имени Комиссаржевской.
Где можно было увидеть информацию о спектаклях и концертах?На афишных тумбах и в печатных газетах.
Где был организован стационар для ученых и творческих работников, куда помещали ослабевших людей, чтобы поддержать их?Гостиница «Астория».
Назовите театр, который продолжал свою деятельность с первых и до последних дней блокады?Театр Музыкальной комедии
Как назывался первый фронтовой театр, созданный из группы актеров Театра имени Ленинского комсомола?Фронтовой театр «Искра»
Никто не забыт, ничто не забытоКак называлось творческое объединение ленинградских художников, выпускавших агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков в середине XX века?Боевой карандаш.
Русская поэтесса и прозаик, которая во время Великой Отечественной войны пережила все 872 дня блокады Ленинграда. Жители называли ее «Музой осажденного города».Ольга Федоровна Берггольц.
Как называется поэма, созданная Верой Инберг, о скорби и всепобеждающей силе духа?Поэма «Пулковский меридиан».
Как называлась выставка, проходившая в январе 1942 года в Малом зале Ленинградского Союза советских художников?Первая блокадная выставка.
Город живКому из поэтесс, переживших блокаду Ленинграда, принадлежат следующие строчки?
«И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!»
Анна Андреевна Ахматова
Актриса Янина Жеймо днем снималась в агитационных фильмах блокадного Ленинграда, вечером дежурила на крыше киностудии, гасила зажигательные бомбы.
В 1947 году она стала главной героиней киносказки, любимицей всех детей Советского Союза.
Назовите эту сказку.
Золушка.
Название произведения А.Адамовича и Д.Гранина, основанного на воспоминаниях людей, перенесших блокаду.Блокадная книга.
Известный филолог, культоролог и искусствовед, автор произведения «Моя война. В блокадном Ленинграде».Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Дневник девочки велся во время блокады Ленинграда и стал одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.
Назовите имя и фамилию девочки.
Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой.
Сердце ЛенинградаКакое известное музыкальное произведение было создано во время блокады Ленинграда?Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
Печальный символ блокадного Ленинграда, который связывал людей, когда замолкал голос диктора.Печальный символом блокадного Ленинграда, отстукивающий его ритм, когда умолкал голос диктора.Метроном.
Известный ученый-историк В. В. Мавродин говорил о нем как об олицетворении линии жизни.  О каком приборе идет речь?Известный ученый-историк В.В.Мавродин говорил о нем, как об олицетворении линии жизни. О каком приборе идет речь?Ленинградское радио.
Как называется  здание на углу Итальянской и Малой Садовой улиц, ставшее символом блокадного Ленинграда?Как называется здание на углу Итальянской улицы и Малой Садовой, ставшее символом блокадного Ленинграда?Дом радио.
70 воспитанников детского ансамбля Ленинградского городского Дворца пионеров Дворца пионеров под руководством балетмейстера А.Е. Обранта выступали в военных частях и госпиталях.
За время блокады ансамбль дал около 3000 концертов.
 Какая награда им была вручена?
Участники ансамбля, выступавшие в военных частях и госпиталях, получили медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий:

«Память о героическом прошлом очень важна для каждого из нас. Забыть о блокадных днях  – значит забыть о тех, благодаря кому мы живём в свободной и великой стране».

Далее Ведущий объявляет результаты и проводит награждение. По результатам мероприятия команды награждаются дипломами. Все участники получают буклеты «Ленинград. Блокада. Память».

Список литературы:

1. Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. А. Гранин. – 5-е изд., испр. и доп. – Ленингад: Лениздат, 1989. – 529.

2. Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма: Поэмы: Стихотворения/ О.Ф.Берггольц; М.А.Дудин; Худож. С.Юдовин.-Л.: Худ. лит., 1976.-204c.: ил.

3.  Крюков, А.Н. Паду ли я стрелой пронзенный. Артисты оперы и балета в блокадном Ленинграде / А.Н. Крюков. – СПб.: Композитор, 2014. – 328 с

4.  Ковальчук В. М., Чистиков А. И. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. — СПб.: Лики России, 2012.

5.  Шеваров Д. А музы не молчали. / Д. Шеваров // Российская газета. – 2017. – 19 января. — №11. – С.28-29.

6.  Е.А.Харенко, О.А.Белова, А.Е.Кирьянова, И.А.Гахариа,  Т.А.Скворцова, М.А.Васильева. Сборник заданий для учащихся «Был город-фронт, была блокада…». – СПб, Свое издательство, 2018. – 35 с.

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031