Патриотическое воспитание молодёжи на примере проведения мероприятия, приуроченного к годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Крюкова Анастасия Сергеевна,
педагог-организатор,
ГБНОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург,
anastasiya.nemce@mail.ru
Мероприятие организуется с целью формирования патриотизма и чувства гордости за героическое прошлое русского народа на примере изучения культурной жизни блокадного Ленинграда.
Участники: учащиеся 14-16 лет.
Количество команд — 4.
Состав команды — 5 и более человек.
Отвечая на вопросы викторины команда зарабатывает баллы, указанные в «цене» вопроса. Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов.
Домашнее задание для команд: придумать название и приветствие.
В помещении размещается мультимедиа-проектор и экран, книжная выставка (проза и поэзия), тематические стенды.
Мероприятие решает следующие задачи:
— знакомство детей с культурным достоянием города в период Блокады;
— формирование представлений о событиях Блокады Ленинграда, а также о роли деятелей культуры в формировании подъема патриотического настроения и морального духа;
— воспитание гражданско-правового самосознания у подрастающего поколения, формирование таких качеств как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите;
— развитие познавательных интересов учащихся, в том числе интереса к изучению роли Ленинграда и его деятелей культуры в Великой Отечественной войне.
Ход мероприятия:
На мероприятие приглашаются дети блокадного Ленинграда, представители Совета ветеранов. Их слова открывают мероприятие. Ведущий мероприятия представляет гостей, гости выступают с приветственным словом, рассказывают о трагических событиях того времени, о том, как выживали люди в осажденном городе, как проходили через бомбежки, голод, холод и смерть. Команды, выстроенные перед экраном, по очереди произносят названия и приветствия. После их выступлений Ведущий зачитывает стихи и задает участникам вопрос:
«В поэзии – целительная сила!
Мы без стихов и дня не проживём,
Она нас в дни страданий оживила
И призывает к жизни каждым днём.
Что может быть страшнее той блокады.
Что пережил наш гордый Ленинград?
Но слышали сквозь громы канонады
Симфонии, что по сей день звучат.
Гремели пушки! Музы – не молчали…
В победу веру не терял народ.
Боролись стойко, даже погибали,
Но непременно двигались вперёд.
И потому поём сегодня гимны.
Во славу всех героев и бойцов.
Да будет та страна непобедима,
Что помнит подвиг дедов и отцов!
– Подумайте о том, какие чувства вызвало у вас данное стихотворение? Как музыка, поэзия, творчество помогало людям выстоять в тяжелых условиях блокады?» (Вопрос риторический. Немедленного ответа не требует).
В первые же месяцы войны выпущены плакаты: «Смерть фашизму» В. Серова, «Наше дело правое, Победа будет за нами!» В. Лебедева, «Бей крепче, сынок!» И. Серебряного, «Молодежь, к оружию!» А. Казанцева, «Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается» А. Любимова. Скульпторы создали выразительные плакаты-барельефы и установили их на Невском проспекте.
Предлагаем выполнить задания интерактивной викторины, посвященной Годовщине полного снятия Блокады Ленинграда» [6]. Проводится жеребьевка команд. Ведущий объясняет правила проведения викторины. Участники видят экран, представляющий тему и «цены» вопросов.
Предлагаем выполнить задания интерактивной викторины, посвященной Годовщине полного снятия Блокады Ленинграда» [6]. Проводится жеребьевка команд. Ведущий объясняет правила проведения викторины. Участники видят экран, представляющий тему и «цены» вопросов.
«Интерактивные задания представлены по следующим категориям:
— Театральная хроника;
— Никто не забыт, ничто не забыто;
— Город жив;
— Сердце Ленинграда.
По очереди команды выбирают категорию и номер, под которым находится вопрос. Предоставляется время на ответ (2 минуты). Команды отвечают на вопрос, поднимают руки, по часовой стрелке начиная с команды, выбравшей вопрос.
Команды дают свои ответы: если команда, выбравшая вопрос отвечает правильно, то она получает баллы, которые могут заработать на данной категории. Викторина включает 20 вопросов. Итак, мы начинаем».
Команды выбирают вопросы, Ведущий зачитывает вопросы вслух и фиксирует ответы команд.
Категория | Вопрос | Ответ |
Театральная хроника | Как называется театр, который был открыт 18 октября 1942 года в Ленинграде? | Блокадный театр (современное название — Театр имени Комиссаржевской. |
Где можно было увидеть информацию о спектаклях и концертах? | На афишных тумбах и в печатных газетах. | |
Где был организован стационар для ученых и творческих работников, куда помещали ослабевших людей, чтобы поддержать их? | Гостиница «Астория». | |
Назовите театр, который продолжал свою деятельность с первых и до последних дней блокады? | Театр Музыкальной комедии | |
Как назывался первый фронтовой театр, созданный из группы актеров Театра имени Ленинского комсомола? | Фронтовой театр «Искра» | |
Никто не забыт, ничто не забыто | Как называлось творческое объединение ленинградских художников, выпускавших агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков в середине XX века? | Боевой карандаш. |
Русская поэтесса и прозаик, которая во время Великой Отечественной войны пережила все 872 дня блокады Ленинграда. Жители называли ее «Музой осажденного города». | Ольга Федоровна Берггольц. | |
Как называется поэма, созданная Верой Инберг, о скорби и всепобеждающей силе духа? | Поэма «Пулковский меридиан». | |
Как называлась выставка, проходившая в январе 1942 года в Малом зале Ленинградского Союза советских художников? | Первая блокадная выставка. | |
Город жив | Кому из поэтесс, переживших блокаду Ленинграда, принадлежат следующие строчки? «И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!» | Анна Андреевна Ахматова |
Актриса Янина Жеймо днем снималась в агитационных фильмах блокадного Ленинграда, вечером дежурила на крыше киностудии, гасила зажигательные бомбы. В 1947 году она стала главной героиней киносказки, любимицей всех детей Советского Союза. Назовите эту сказку. | Золушка. | |
Название произведения А.Адамовича и Д.Гранина, основанного на воспоминаниях людей, перенесших блокаду. | Блокадная книга. | |
Известный филолог, культоролог и искусствовед, автор произведения «Моя война. В блокадном Ленинграде». | Дмитрий Сергеевич Лихачев. | |
Дневник девочки велся во время блокады Ленинграда и стал одним из скорбных символов Великой Отечественной войны. Назовите имя и фамилию девочки. | Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой. | |
Сердце Ленинграда | Какое известное музыкальное произведение было создано во время блокады Ленинграда? | Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. |
Печальный символ блокадного Ленинграда, который связывал людей, когда замолкал голос диктора. | Печальный символом блокадного Ленинграда, отстукивающий его ритм, когда умолкал голос диктора. | Метроном. |
Известный ученый-историк В. В. Мавродин говорил о нем как об олицетворении линии жизни. О каком приборе идет речь? | Известный ученый-историк В.В.Мавродин говорил о нем, как об олицетворении линии жизни. О каком приборе идет речь? | Ленинградское радио. |
Как называется здание на углу Итальянской и Малой Садовой улиц, ставшее символом блокадного Ленинграда? | Как называется здание на углу Итальянской улицы и Малой Садовой, ставшее символом блокадного Ленинграда? | Дом радио. |
70 воспитанников детского ансамбля Ленинградского городского Дворца пионеров Дворца пионеров под руководством балетмейстера А.Е. Обранта выступали в военных частях и госпиталях. За время блокады ансамбль дал около 3000 концертов. Какая награда им была вручена? | Участники ансамбля, выступавшие в военных частях и госпиталях, получили медаль «За оборону Ленинграда». |
Ведущий:
«Память о героическом прошлом очень важна для каждого из нас. Забыть о блокадных днях – значит забыть о тех, благодаря кому мы живём в свободной и великой стране».
Далее Ведущий объявляет результаты и проводит награждение. По результатам мероприятия команды награждаются дипломами. Все участники получают буклеты «Ленинград. Блокада. Память».
Список литературы:
1. Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. А. Гранин. – 5-е изд., испр. и доп. – Ленингад: Лениздат, 1989. – 529.
2. Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма: Поэмы: Стихотворения/ О.Ф.Берггольц; М.А.Дудин; Худож. С.Юдовин.-Л.: Худ. лит., 1976.-204c.: ил.
3. Крюков, А.Н. Паду ли я стрелой пронзенный. Артисты оперы и балета в блокадном Ленинграде / А.Н. Крюков. – СПб.: Композитор, 2014. – 328 с
4. Ковальчук В. М., Чистиков А. И. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. — СПб.: Лики России, 2012.
5. Шеваров Д. А музы не молчали. / Д. Шеваров // Российская газета. – 2017. – 19 января. — №11. – С.28-29.
6. Е.А.Харенко, О.А.Белова, А.Е.Кирьянова, И.А.Гахариа, Т.А.Скворцова, М.А.Васильева. Сборник заданий для учащихся «Был город-фронт, была блокада…». – СПб, Свое издательство, 2018. – 35 с.