Современные аспекты совершенствования психолого-педагогического сопровождения яхтсменов в парусном спорте

Куликов В. С.,
тренер Специализированной
детско-юношеской спортивной школы 
олимпийского резерва ГБОУ «Балтийский берег»

Михайлова А. В.,
инструктор-методист Специализированной
детско-юношеской спортивной школы
олимпийского резерва ГБОУ «Балтийский берег»

Современный этап развития спортивной деятельности предусматривает повышение «качества учебно-тренировочного процесса, которое опирается на эффективную организацию подготовки спортсменов, в том числе» [1, с. 77] психолого-педагогическую. Необходимость исследования аспектов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением подготовки яхтсменов, отмечают в своих работах многие зарубежные и отечественные исследователи и специалисты-практики. Один из основных научных подходов к оптимизации условий тренировочного процесса в парусном спорте связан с совершенствованием психолого-педагогического сопровождения подготовки молодых яхтсменов.

В ходе гонок яхтсменам необходимо одновременно концентрировать внимание и анализировать значительное количество параметров движения яхты, состояние окружающей среды, действий соперников. Все это требует умений быстроты восприятия, концентрации внимания, эмоциональной устойчивости. К усилению психического напряжения спортсменов во время соревнований, росту числа проблем, связанных с эмоциональным состоянием яхтсменов привели произошедшие в последнее время в формате регат изменения, что актуализирует изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения подготовки яхтсменов.

Один из современных аспектов совершенствования психолого-педагогического сопровождения подготовки яхтсменов в парусном спорте связан с целенаправленным и системным обучением яхтсменов способам саморегуляции эмоционального состояния, концентрации и распределения внимания, мобилизации волевых усилий.

Существуют различные способы стабилизации эмоционального состояния яхтсменов, в частности, расслабление определенных мышечных групп, совершенствование дыхания. Научившись эффективно влиять на свое дыхание (использовать успокаивающий или мобилизующий тип дыхания), спортсмены тем самым могут овладеть одним из способов эмоциональной саморегуляции. Обучение приемам произвольной регуляции дыхания в целях стабилизации своего эмоционального состояния, как и обучение приемам расслабления определенных мышечных групп, необходимо осуществлять на специальных тренировках в процессе подготовки яхтсменов. Большое значение в парусном спорте имеет способность яхтсмена максимально концентрироваться на основных, наиболее значимых аспектах гонки в конкретной ситуации. Способность яхтсмена к интенсивной и продолжительной концентрации рассматривается как один из значимых личностных факторов, влияющих на успешность соревновательной деятельности. Поэтому в рамках совершенствования психолого-педагогического сопровождения подготовки яхтсменов в парусном спорте необходимо осуществлять специализированные тренинги, направленные на развитие у яхтсменов способности концентрироваться. В числе значимых личностных факторов, влияющих на успешность соревновательной деятельности в парусном спорте, следует выделить способность к мобилизации волевых усилий в нужный момент [2].

Одним из аспектов совершенствования психолого-педагогического сопровождения подготовки яхтсменов в парусном спорте предусматривает развитие у молодых спортсменов навыков эффективного взаимодействия в рамках экипажа. «Специфика парусного спорта требует в процессе подготовки яхтсменов уделять пристальное внимание не только специализированным чувствам гонщика (чувства времени, скорости, дистанции и др.), но и конфликтологическим аспектам» [3], в частности социально-психологическим конфликтам, «которые несут в себе как деструктивный, так и конструктивный потенциал» [Цит. по: 4]. Тренировочная и соревновательная деятельность яхтсменов часто сопровождается возникновением конфликтных ситуаций, в которых формируются социальные условия, вызывающие расхождение интересов и целей участников конфликта. Конфликтные ситуации зачастую «возникают вследствие действий соперников, которые стремятся вывести яхтсменов из состояния психологического равновесия и способствовать возникновению у них эмоциональной напряженности. Такие ситуации создаются, например, путем длительного преследования в ходе гонки («сидение на хвосте»), создания ветровой тени через групповое воздействие экипажей команды соперников» [3]. Конфликтная ситуация представляет собой возможность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, изначально не проявляются четко, они скрыты за многочисленными случайными и второстепенными явлениями. В целях оптимизации спортивного взаимодействия в парусном спорте важным представляется необходимость формирования умений и навыков избегания конфликтного взаимодействия, устранения причин вероятных конфликтов, минимизации причин конфликтов, поиска путей конструктивного разрешения конфликта.

Один из аспектов совершенствования психолого-педагогического сопровождения подготовки яхтсменов в парусном спорте связан с необходимостью психологической подготовки спортсменов, как «неотъемлемой части спортивной деятельности» [1, с. 145], в частности с необходимостью создания условий, способствующих преодолению социально-психологических барьеров, возникающих у молодых яхтсменов. Выделяю барьеры внешние и внутренние, также «они могут быть состоянием и свойством личности. Как состояние социально-психологический барьер не стабилен и проявляется в зависимости от конкретной жизненной ситуации, а не от особенностей индивида. Как свойство личности социально-психологический барьер, напротив, характеризуется стабильностью проявлений и зависит от особенностей характера человека» [Цит. по: 5]. Причины возникновения социально-психологических барьеров, возникающие у яхтсменов, могут быть объективные (например, погодные условия) и субъективные (например, неадекватная оценка соперников), носящие психологический (повышенная нервозность) и социальный характер (например, тренерские ошибки). Таким образом, один из аспектов совершенствования психолого-педагогического сопровождения  спортивной подготовки в парусном спорте связан с формированием у яхтсменов позитивных установок, позволяющих им осознать и успешно преодолеть возникающие социально-психологические барьеры.

Таким образом, современными аспектами совершенствования психолого-педагогического сопровождения яхтсменов в парусном спорте выступают: обучение яхтсменов способам саморегуляции эмоционального состояния, концентрации и распределения внимания, мобилизации волевых усилий, формирование умений и навыков избегания конфликтного взаимодействия, поиска путей конструктивного разрешения конфликта, формирование навыков преодоления социально-психологических барьеров.

 

Список использованных источников

  1. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Уляевой. – М.: ИПК «ОнтоПринт», 2014. – 232 с. (ISBN 978-5-00038-178-6).
  2. Ильин О.А. Психология парусного спорта (взаимодействие с противником) / О.А. Ильин. – М.: ВФПС, 2015. – 300 с.
  3. Ашкинази С. М. Психолого-педагогическое сопровождение спортивного резерва в парусном спорте: конфликтологические аспекты / С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Е.А. Бавыкин [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. – №3 (169). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sportivnogo-rezerva-v-parusnom-sporte-konfliktologicheskie-aspekty (дата обращения: 06.12.2020).
  4. Скок Н.С. Время как определяющий фактор социальных изменений транзитивного  общества // Философия социальных коммуникаций (ISSN: 2072-2435). – 2009. – № 3 (9). – 103-110.
  5. Редькина Л.В. Психологические барьеры: структура и содержание // Вестник ТГУ. – 2010. – №10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-bariery-struktura-i-soderzhanie (дата обращения: 06.12.2020).
Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930