Формирование системы знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с использованием дидактического пособия «адвент-календарь»

Комиссарова Елена Витальевна,

воспитатель

Павлова Наталия Михайловна,

воспитатель

Украинец Алена Викторовна,

педагог-психолог,

кандидат психологических наук,

ГБДОУ детский сад 92 Красносельского района

СанктПетербурга

alena.ryzhkova@mail.ru

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Проблема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста является составной частью современной образовательной программы. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через игровую, проектную деятельность, драматизацию, изобразительное творчество, музыку [1; 2].

«Адвент-календарь» (рис. 1) – это универсальное пособие, которое может сопровождать проектную и самостоятельную деятельности детей в тематические недели, предусмотренные основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

Рис. 1. «Адвент-календарь»

Созданное нами пособие содержит 30 дорожных знаков:

  1. Пешеходный переход
  2.  Конец зоны всех ограничений
  3. Направления движения по полосам
  4.  Неровная дорога
  5.  Остановка запрещена
  6.  Парковка (парковочное место)
  7.  Двустороннее движение
  8. Больница
  9.  Прочие опасности
  10.  Опасные повороты (с первым поворотом направо)
  11.  Пересечение с круговым движением
  12.  Направление главной дороги
  13.  Стоянка запрещена
  14.  Поворот направо запрещен
  15.  Круговое движение
  16.  Тупик
  17.  Светофорное регулирование
  18.  Дорога с односторонним движением
  19.  Пункт медицинской помощи
  20.  Влажное покрытие
  21.   Падение камней
  22.  Въезд запрещен
  23.  Объезд препятствия слева
  24.  Сужение дороги
  25.  Движение запрещено
  26.  Направление движения по полосам
  27. Уступите дорогу
  28.  Пересечение равнозначных дорог
  29.  Искусственная неровность
  30.  Главная дорога

  Задача педагогов состояла в том, чтобы познакомить воспитанников с многообразием дорожных знаков и запомнить значение основных, часто используемых, при этом обозначить какие правила дорожного движения с ними связаны.

 Каждый знак включает в себя короткий видеообзор значения дорожного знака и определенное задание. Задание хранится в отдельной папке в соответствии с цифрой на «адвент-календаре». Иногда задание сопровождается экскурсией (например, целевая экскурсия к перекрестку или светофору, в экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта).

Представлены 30 развивающих заданий:

1. Составь историю

2. Раскраски

3. Стихи

4. Загадки

5. Карточки-задания

6. Ребусы

7. Найди ошибку

8. Математика и ПДД

9. Составь знак

10. Интерактивная игра «Подставь нужный знак»

11. Сюжетная игра «На дороге»

12. Подвижная игра

13. Пазлы

14. Игра-ходилка

15. Рисуем транспорт

16. Дидактическая игра «Дорожные знаки»

17. Дорисуй знак

18. Транспорт. Домино «Транспорт

19. Акция «Скорость-не главное!»

20. Акция «Засветись!»

21. Игра «Регулировщик»

22. Найди транспорт по тени

23. Мультфильм о ПДД

24. Дорожная азбука

25. Дидактическая игра «Что перепутал художник»

26. Акция «Пристегнись»

27. Дорожные лабиринты

28. Рисуем комикс о правилах дорожного движения

29. Создаем мультфильм

30. Праздник правил дорожного движения / Любимая игра на выбор

Система работы с дидактическим пособием «адвент-календарь»

1. Воспитанники просматривают короткометражный мультфильм «Где можно переходить дорогу?». Просмотреть мультфильм-вступление к изучению правил дорожного движения «Где можно переходить дорогу?» можно по ссылке:

https://dzen.ru/video/watch/637fdee2c07f685ae788ea44

Педагог задает вопрос, все ли правила дорожного движения известны детям? А когда появились эти правила?

Таким образом, педагог фиксирует на листах бумаги имя ребенка и что ему известно о правилах, что бы он хотел узнать о правилах дорожного движения и как можно получить эти знания.

3. Педагог говорит, что у него для того, чтобы воспитанники познакомились с правилами дорожного движения и уверенно чувствовали себя на дороге, есть один сюрприз. Вносит в группу «адвент-календарь». Педагог знакомит детей с правилами работы с пособием: «Дорогие ребята! На нашем календаре много дорожных знаков. Их 30, что соответствует календарному месяцу, в котором тоже 30 дней. Каждый день мы будем знакомиться только с одним дорожным знаком. Для каждого знака приготовлено своё задание. Так в течении месяца мы познакомимся со всеми 30 знаками. После того, как мы познакомились с дорожным знаком, то мы его можем убрать в кармашек».

4. В выходной день педагоги размещают задания в социальных сетях вместе с видеосюжетом о дорожном знаке.

5. При знакомстве со знаком можно использовать не только видеосюжет, но и аудиозапись, в которой говорится о данном знаке или короткий рассказ педагога с использованием изображения. При этом за каждым знаком закреплено задание, направленное на закрепление правил дорожного движения. Используются различные виды детской деятельности.

6. По окончанию проекта дети создают собственный мультфильм о правилах дорожного движения. Рекомендуется разделить группу на микрогруппы. Проект завершается совместным праздником с родителями.

7. «Адвент-календарь» может пополняться заданиями, которые дети изготовили самостоятельно.

Для ознакомления представлены следующие видеозаписи:

1. Видео-описание работы с «адвент-календарем»:

https://disk.yandex.ru/i/5FqnSq5IdGbrNQ

2. Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход»:

https://disk.yandex.ru/i/Etk_ItnyYXQ1qg

3. Воспитанники находят дорожные знаки на улице и объясняют их значение:

https://disk.yandex.ru/i/l0FDilRty55NwQ

Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой [3]. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД.

Результаты диагностики показали, что у детей, принимающих участие в совместных мероприятиях с использованием пособия «адвент-календарь», не только повысился интерес к изучению правил дорожного движения, но и укрепились знания, появилось стремление соблюдать данные правила. Родители в своих анкетах отмечают, что ребенок контролирует соблюдение правил всеми членами семьи, интересуется дорожными знаками.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

3.  Шаламова Е.И. Правила и безопасность дорожного движения: Методическое пособие. М.: Скрипторий, 2013. – 136 с.

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829