Формирование системы знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с использованием дидактического пособия «адвент-календарь»
Комиссарова Елена Витальевна,
воспитатель
Павлова Наталия Михайловна,
воспитатель
Украинец Алена Викторовна,
педагог-психолог,
кандидат психологических наук,
ГБДОУ детский сад № 92 Красносельского района
Санкт—Петербурга
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Проблема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста является составной частью современной образовательной программы. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через игровую, проектную деятельность, драматизацию, изобразительное творчество, музыку [1; 2].
«Адвент-календарь» (рис. 1) – это универсальное пособие, которое может сопровождать проектную и самостоятельную деятельности детей в тематические недели, предусмотренные основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
Созданное нами пособие содержит 30 дорожных знаков:
- Пешеходный переход
- Конец зоны всех ограничений
- Направления движения по полосам
- Неровная дорога
- Остановка запрещена
- Парковка (парковочное место)
- Двустороннее движение
- Больница
- Прочие опасности
- Опасные повороты (с первым поворотом направо)
- Пересечение с круговым движением
- Направление главной дороги
- Стоянка запрещена
- Поворот направо запрещен
- Круговое движение
- Тупик
- Светофорное регулирование
- Дорога с односторонним движением
- Пункт медицинской помощи
- Влажное покрытие
- Падение камней
- Въезд запрещен
- Объезд препятствия слева
- Сужение дороги
- Движение запрещено
- Направление движения по полосам
- Уступите дорогу
- Пересечение равнозначных дорог
- Искусственная неровность
- Главная дорога
Задача педагогов состояла в том, чтобы познакомить воспитанников с многообразием дорожных знаков и запомнить значение основных, часто используемых, при этом обозначить какие правила дорожного движения с ними связаны.
Каждый знак включает в себя короткий видеообзор значения дорожного знака и определенное задание. Задание хранится в отдельной папке в соответствии с цифрой на «адвент-календаре». Иногда задание сопровождается экскурсией (например, целевая экскурсия к перекрестку или светофору, в экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта).
Представлены 30 развивающих заданий:
1. Составь историю
2. Раскраски
3. Стихи
4. Загадки
5. Карточки-задания
6. Ребусы
7. Найди ошибку
8. Математика и ПДД
9. Составь знак
10. Интерактивная игра «Подставь нужный знак»
11. Сюжетная игра «На дороге»
12. Подвижная игра
13. Пазлы
14. Игра-ходилка
15. Рисуем транспорт
16. Дидактическая игра «Дорожные знаки»
17. Дорисуй знак
18. Транспорт. Домино «Транспорт
19. Акция «Скорость-не главное!»
20. Акция «Засветись!»
21. Игра «Регулировщик»
22. Найди транспорт по тени
23. Мультфильм о ПДД
24. Дорожная азбука
25. Дидактическая игра «Что перепутал художник»
26. Акция «Пристегнись»
27. Дорожные лабиринты
28. Рисуем комикс о правилах дорожного движения
29. Создаем мультфильм
30. Праздник правил дорожного движения / Любимая игра на выбор
Система работы с дидактическим пособием «адвент-календарь»
1. Воспитанники просматривают короткометражный мультфильм «Где можно переходить дорогу?». Просмотреть мультфильм-вступление к изучению правил дорожного движения «Где можно переходить дорогу?» можно по ссылке:
https://dzen.ru/video/watch/637fdee2c07f685ae788ea44
Педагог задает вопрос, все ли правила дорожного движения известны детям? А когда появились эти правила?
Таким образом, педагог фиксирует на листах бумаги имя ребенка и что ему известно о правилах, что бы он хотел узнать о правилах дорожного движения и как можно получить эти знания.
3. Педагог говорит, что у него для того, чтобы воспитанники познакомились с правилами дорожного движения и уверенно чувствовали себя на дороге, есть один сюрприз. Вносит в группу «адвент-календарь». Педагог знакомит детей с правилами работы с пособием: «Дорогие ребята! На нашем календаре много дорожных знаков. Их 30, что соответствует календарному месяцу, в котором тоже 30 дней. Каждый день мы будем знакомиться только с одним дорожным знаком. Для каждого знака приготовлено своё задание. Так в течении месяца мы познакомимся со всеми 30 знаками. После того, как мы познакомились с дорожным знаком, то мы его можем убрать в кармашек».
4. В выходной день педагоги размещают задания в социальных сетях вместе с видеосюжетом о дорожном знаке.
5. При знакомстве со знаком можно использовать не только видеосюжет, но и аудиозапись, в которой говорится о данном знаке или короткий рассказ педагога с использованием изображения. При этом за каждым знаком закреплено задание, направленное на закрепление правил дорожного движения. Используются различные виды детской деятельности.
6. По окончанию проекта дети создают собственный мультфильм о правилах дорожного движения. Рекомендуется разделить группу на микрогруппы. Проект завершается совместным праздником с родителями.
7. «Адвент-календарь» может пополняться заданиями, которые дети изготовили самостоятельно.
Для ознакомления представлены следующие видеозаписи:
1. Видео-описание работы с «адвент-календарем»:
https://disk.yandex.ru/i/5FqnSq5IdGbrNQ
2. Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход»:
https://disk.yandex.ru/i/Etk_ItnyYXQ1qg
3. Воспитанники находят дорожные знаки на улице и объясняют их значение:
https://disk.yandex.ru/i/l0FDilRty55NwQ
Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой [3]. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД.
Результаты диагностики показали, что у детей, принимающих участие в совместных мероприятиях с использованием пособия «адвент-календарь», не только повысился интерес к изучению правил дорожного движения, но и укрепились знания, появилось стремление соблюдать данные правила. Родители в своих анкетах отмечают, что ребенок контролирует соблюдение правил всеми членами семьи, интересуется дорожными знаками.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
3. Шаламова Е.И. Правила и безопасность дорожного движения: Методическое пособие. М.: Скрипторий, 2013. – 136 с.