Образовательная среда школы в границах страны

Филатов Е. К.,

педагог дополнительного образования, учитель математики

 Президентского физико-математического лицея № 239, Санкт-Петербург

О человека может многое рассказать то место, в котором он работает. В моем случае, это Президентский физико-математический лицей № 239 Центрального района Санкт-Петербурга, воспитавший много достойных, знаменитых и очень знаменитых людей. Попадая в атмосферу лицея, невозможно сидеть на месте, возникает желание узнавать что-то новое, развиваться. Феномен этой атмосферы, по моему мнению, заключается в тех людях, которые полностью отдают себя на работе – работе. Кроме этого в лицее есть
и традиции: технологии внешкольной работы, некогда открытые и по сей день сохраняющие свою эффективность. Самоотдача, компетентность, верность традициям – таковы составляющие образовательной среды учреждения, равно воздействующей
на обучающихся и на педагогов.  Мне повезло, я тут учился, и здесь оказались те люди, которые помогли мне стать педагогом.

По окончании университета мне было доверено право учить ребят математике. Математикой серьезно занимаюсь с детства, любовь к ней переполняет меня и мне хочется поделиться этой любовью. Математика – наука хоть и абстрактная, но при этом предельно конкретная, ведь она относится к числу так называемых «точных» наук. На уроках математики мы решаем задачи, изучаем математические модели, с помощью которых можно исследовать процессы, протекающие в окружающем нас мире. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ум, приучает логически рассуждать, воспитывает точность и обстоятельность аргументации.

При встречах с учениками мне не понадобилось много времени, чтобы заметить, что мои подопечные мало двигаются и много сидят. Они сидят не только на уроках в школе, но и дома, за компом, готовя бесконечные презентации, рефераты, доклады. Ну и конечно бывают в социальных сетях, вообще в интернете. Как итог, они часто болеют.
Им необходимо здоровье, но самостоятельно они не могут найди дорогу к нему. Именно поэтому я предложил своим математикам познакомиться с миром спортивного ориентирования: познакомиться так же, как некогда знакомился я.  Ориентирование должно нравиться математикам, ведь в нем нужно не только много бегать, но также много и думать, а думать они и умеют, и любят.  И оно – ориентирование – понравилось им – моим математикам. Так в начале двухтысячных появилась на свет команда «Формула_239», продолжившая традиции ориентирования, возникшие в школе в шестидесятых годах прошлого века, когда команда школы могла обыграть в матчевой встрече сборную города при том, что в этой встрече с каждой стороны принимало участие по сотне спортсменов. Девиз нашей команды звучал так: «Ориентирование – это спорт умных людей, которым нравится быстро принимать правильные решения». Но кроме гимнастики для ума, ученики получали еще и здоровье.

Главной задачей воспитания является подготовка успешного вхождения человека в тот социум, в котором ему предстоит жить в дальнейшем. Кроме здоровья и умения мыслить логически в этом социуме человеку понадобятся навыки взаимодействия
с другими людьми, ведь по определению в социуме он будет жить не один. Объясняя детям закономерности математики, тренируя детей на дистанциях спортивного ориентирования, теоретически зная о существовании задач воспитания, не всегда легко увидеть тот социум, в котором можно было бы эти задачи решать, социум, который можно
было бы рассмотреть, как учебный. В классе после звонка на урок социум школы остается на коридорах, и учителю математики, сосредоточившемуся на решении задачи урока (задачи предмета), непросто не только увидеть способ решения задач воспитания,
но и вспомнить об этих задачах. Возможно, и я не слишком думал о них первые три года работы в школе, до того, как стал классным руководителем.

Классный руководитель тот человек, который создает из разных ребят сообщество, в которое каждый ребенок входит со своими достоинствами, но и со своими проблемами. С одной стороны, классный руководитель, словно пастух, следит, чтобы дети не разбежались, не потерялись, не натворили что-нибудь по причине неуемной энергии. Следит, чтобы не запускали учебу, разрешает конфликтные ситуации между учениками, родителями, педагогами. Но это все – пусть и важная, но все-таки, суета, повседневность. У классного руководителя есть сверхзадача создать образовательную среду, которая будет воздействовать на одноклассников так, чтобы все их достоинства преумножались, а недостатки бы сглаживались. Для этого классный руководитель создает (или ищет?) условия, порождающие эту среду, в которой ощущается среды целой школы – если она стоит того, чтобы ее ощущать, – но в то же время есть что-то еще, более действенное, чем среда школы; есть какая-то деятельность, помогающая детям ощутимо множить достоинства и избавляться от недостатков. Урочного времени для решения этой задачи не хватит категорически, да и воспитательный процесс в нем не отличается многообразием. Для решения названной сверхзадачи классному руководителю потребуется внеурочное время, которое он может использовать очень по-разному. В это время можно праздновать праздники, ходить в театры, ездить на экскурсии или ходить в походы. Но во всех этих случаях кроме последнего ученик будет существовать в сообществе класса, почти так же как на уроке: приходить, участвовать – присутствуя, но практически не взаимодействия – и уходить с тем, чтобы «до следующего раза – больше ни разу». Все это получалось как-то не широко, а мне хотелось найти пути решения задачи полноценной адаптации моих воспитанников не только к социуму класса, и даже не к миру дистанций спортивного ориентирования, а ко всему окружающему и – главное – будущему окружать им миру людей: как детей, так и взрослых.  Мне понадобилась модель этого мира, и ее я сумел увидеть в туризме, в туристско-краеведческой деятельности, которой сам занимался, будучи школьником, и о которой теперь понял, почему я ей занимался, точнее – почему мне предложили ей заниматься.   В процессе туристско-краеведческой деятельности я увидел возможность организовать жизнь социума класса так, чтобы пребывание в нем развивало навыки решения тех задач, которые придется решать для вхождения и успешного пребывания в сложно организованном социуме взрослых людей, озабоченных обеспечением своей жизнедеятельности.

Туризм (туристско-краеведческая деятельность) в его самодеятельном качестве обладает большим воспитательным потенциалом. Говоря о самодеятельном туризме
в образовании, я имею в виду то, что «самодеятельные» туристы сами готовят свои путешествия, сами обслуживают себя на маршруте и сами затем осмысляют опыт самообслуживания в форме составления отчета о путешествии. Необходимость самообслуживания обуславливает и необходимость взаимодействия всех членов группы туристов. Причем взаимодействие здесь не только функционально-ролевое, оно гораздо разнообразней, и кроме взаимодействия между собой (в микросоциуме) юные путешественники взаимодействуют с окружающим их миром (макросоциумом), отличающимся от того мира, который окружает их в школе и дома. Последнее очень важно, потому что взаимодействовать с миром, окружающим их в повседневности, школьники как-то привыкли, но в перспективе – во взрослой жизни – условия и механизмы этого взаимодействия будут меняться, и важно, чтобы дети были готовы к изменению условий
их существования. Они готовятся к этому через туризм.

Говоря об отличном от повседневности макросоциуме туризма, а первую очередь я имею в виду взаимодействие с местными жителями, в ситуации, когда ты не являешься местным, взаимодействие с органами власти, транспортными компаниями, сотрудниками заказников и заповедников. В результате разделения функций по взаимодействию между собой и с окружающим миром и совместного характера деятельности по осуществлению поделенных функций создается образовательная среда путешествия: та среда, в которой я увидел модель жизни моих подопечных в их будущем социуме, и которая адаптирует их
к их будущей жизни.

Решение задач на взаимодействие в путешествии должно стать привычкой. Мало узнать и один раз попробовать. Нужно научиться решать эти задачи, сформулированные действительностью всякий раз немного по-разному. Нужно научиться узнавать эти задачи и обрести привычку применять себя в этих решениях. Нужно обрести привычку терпеть себя в этим метаморфозах и терпеть других, находясь в состоянии утомления трудным, преобразующим тебя самого, решением различенной задачи.  Создать условия
для обретения всего этого – задача для педагога. Главным технологическим принципом многолетних занятий туризмом является постоянное усложнение путешествий. Мы занимаемся туризмом на протяжении ряда лет, и каждый новый маршрут выбираем таким, чтобы путешествие по нему ставило перед нами все новые и все более сложные задачи. Мы устаем, их решая, но мы терпим эту усталость и совместно справляемся с ней. Маршруты наших походов напрягают нас почти до предела – верхнего предела зоны нашего ближайшего развития – но на этих пределах мы учимся оставаться людьми, полноценными людьми. Наверно, ради этой человеческой полной цены, в которую включаются и наше здоровье, и наше умение думать, и наше умение, и жажда взаимодействия, и растущая любовь к Родине и стремление изучать ее и стараться сделать ее чуточку лучше, когда-то не просто привлекло меня в туризм (спасибо традициям школы), но и оставило в нем на долгие годы. То же происходит и с моими подопечными. Очень многие из ребят – некогда моих подопечных, а ныне – выпускников ПФМЛ-239 продолжают заниматься туризмом.

Повторюсь: путешествие – это модель, в которой мои подопечные развиваются ради послевузовской жизни, и, работая над которой, развиваюсь я сам. Я уверен, что, если хорошо поработать, эта модель сможет произвести едва ли не все многообразие внешнего мира. И я ощущаю себя едва ли не демиургом. Ведь я и мои подопечные в этой модели живем, и, я надеюсь, будем жить дальше.

Отдельно о патриотизме. Чем больше человек путешествует, тем больше узнает о мире, в котором живет, и, если он в этом мире успешен, тем больше он этот мир ценит. Наши путешествия являются успешными путешествиями, и потому я называю их патриотическим воспитанием. Все пройденные земли юный турист присоединяет к своей Родине. И она велика!

В процессе совершения путешествий мы учимся ценить и любить друг друга: в том смысле, в каком любим и Родину. И очень тяжело видеть то, что любишь, находящимся в плохом состоянии. Мы учимся беречь друг друга, и страну, в которой живем. По-моему, это и есть гражданственность.  Традиция самодеятельного туризма как средства воспитания и как средство изучения географии нашей Родины появилась в нашей школе еще в 60-е годы прошлого века, практически с момента придания ей физико-математического статуса. После обретения этого статуса в школу пришло много новых молодых учителей, которые погружали учеников в ту сферу, которая, как им казалось, лучше всего подходит для воспитания будущих математиков и физиков. Так учитель математики В.А. Рыжик и учитель физики А. Я. Фих (немного в разное время, и каждый – ценя свою самобытность) принесли в школу туризм и ориентирование, которыми занимались
в студенческие годы, и которыми настолько заразили учеников, что некоторые впоследствии стали успешными спортсменами и профессионалами в сфере туризма,
а некоторые из них вернулись в школу учителями и продолжили дело наставников.
Из первых выпускников 239-физматшколы учителями-туристами стали М. С. Житомирский
и М. Г. Иванов. А потом уже и некоторые из их выпускников возвращались в школу
и увеличивали число классов, которые со своими классными руководителями, помимо учебы, экскурсий, театра, успевали ходить и в походы. Эти учителя включали в походные группы (вовлекали в туризм) не только учеников классов, в которых они были классными руководителями, но и учеников других классов, не занимавшихся туризмом совсем. Таким образом туристский актив мог образоваться и образовывался практически в каждом классе, что показывали школьные слеты, о многолюдстве которых уже в шестидесятые годы пошлого века слагались легенды. Но не слеты формировали актив, а походы.

И вот на протяжении более полувека несколько раз в год учащиеся ФМШ-ПФМЛ № 239 готовят снаряжение, закупают продукты, тренируют туристские навыки и едут, летят, плывут в самые интересные уголки нашей страны. Прозорливые основатели этого движения верно выбрали самый мощный воспитательный инструмент работы с одаренными детьми и обогатили образовательную среду школы выведя ее за территорию школы.  Это было сделано в духе концепции «Школа жизни – окружающий мир», предложенной в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов прошлого века А. А. Остапцом-Свешниковым. В традициях этой концепции полученные на уроках знания подкрепляются полученным в путешествиях опытом их применения. В традициях школы являются дальние путешествия – путешествия в географические доминанты нашей страны. Ты можешь искупаться в самом глубоком озере мира – в Байкале, потрогать теплые подножия камчатских вулканов, воочию наблюдать приливы и отливы Тихого океана.
Все это приводит к более глубокому пониманию того, что есть Родина. И что есть ты сам
в этом контексте. К пониманию всего этого меня подвигло пребывание в образовательной среде нашей школы в качестве ученика. К осознанию этого понимания и умению приводить к этому пониманию моих подопечных меня подвигло пребывание в образовательной среде нашей школы уже в качестве педагога. Так было со мной, так же происходит с другими. Образовательная среда Президентского ФМЛ №239 – это великая ценность, которую надо беречь, которую нельзя позволить разрушить никаким внешним влияниям: ни «ковидам», ни бюрократам!

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31