Каким может быть центр активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся
Губаненков Сергей Михайлович
методист ГБНОУ «Балтийский берег»,
кандидат педагогических наук,
«Заслуженный путешественник России»,
Санкт-Петербург
Определим, что под активными формами туристско-краеведческой деятельности (ТКД) обучающихся в данной статье понимаются детские походы и экспедиции, организованные по канонам, предписывающим вовлечение детей в подготовку и подведение итогов походных мероприятий, а также максимально возможное самообслуживание детей в процессах их движения по маршруту, решения бытовых задач и выполнения исследований и наблюдений в природной среде.
Под центрами активных форм ТКД мы будем понимать учреждения дополнительного образования или структурные подразделения образовательных учреждений, осуществляющие организационно-методическое обеспечение (сопровождение) походов и экспедиций, организаторами которых являются преимущественно образовательные организации. Иногда – ради краткости – центры активных форм ТКД мы будем называть центрами детского туризма или просто центрами туризма, не забывая о том, что понятием детский (детско-юношеский) туризм сегодня обозначаются не только активные формы туристско-краеведческой деятельности, но и многие другие формы туристской и «околотуристской» работы с детьми. Это и походы, в которых дети идут по маршруту, но в подготовке которых не принимают участия, это вообще все детские путешествия, включая экскурсионные поездки по городам, это и соревнования по видам спорта, имеющим отношения к путешествиям в природной среде (спортивный туризм, ориентирование, рафтинг, в меньшей степени – альпинизм, скалолазание, гребной слалом), и соревновательные активности, пока еще не внесенные во всероссийский реестр видов спорта, но связанные с передвижениями участников в природной, а иногда даже и техногенной среде. Такие активности могут быть как похожими, так и не похожими на соревнования по видам спорта. Главное отличие «похожих» активностей от соревнований по видам спорта заключается в том, что соревновательные активности проводятся не по правилам вида спорта, на который они похожи. Например, если по веревке с перилами переправляется ребенок в индивидуальной страховочной системе, увешанной карабинами, это не значит, что он участвует в соревнованиях по виду спорта «спортивный туризм», даже если он при этом участвует в каких-то соревнованиях.
Соревнования и конкурсы путешествий также могут быть похожи и не похожи на соревнования по виду спорта «спортивный туризм». Иногда, чтобы принять участие в путешествии, не обязательно перемещаться в пространстве физически. Перемещаться можно и в виртуальном пространстве, изучая краеведение тех районов, в которых физически не был и вряд ли когда-нибудь туда попадешь. Можно даже участвовать в конкурсах таких путешествий, и эти занятия тоже будут называться детским туризмом, если участники конкурсов – дети.
Под детским туризмом понимаются не только путешествия и соревнования. Этим понятием также обозначаются и занятия по подготовке к соревнованиям или путешествиям. В понятие «детский туризм» включается и участие детей в массовых мероприятиях, называемых, как правило, слетами. Содержание этих слетов может быть далеко не туристским, например, игры в футбол, волейбол, перетягивание канатов, но, если участники слета во время его проведения проживают в палатках, такие слеты называют туристскими. И даже если не проживают, но в программу слета включены какие-то активности, имеющие отношение к технике совершения путешествий, такие слеты также могут подпадать под понятие «детский туризм», если их участники – дети. То же касается и «палаточных лагерей».
Так называемые «туристские навыки» могут изучаться, как в плане, так и не в плане подготовки к конкретным походам. Умение разводить костры, ставить палатки, ориентироваться в лесу, быстро двигаться по пересеченной местности, в том числе и в зимних условиях, имеют прикладное значение не только в туризме. Их изучение встречается в составе деятельности военно-патриотических объединений и объединений юных спасателей. Изучение турнавыков и их последующее применение в полевых экспедициях может встречаться в деятельности детских объединений, не называющихся туристско-краеведческими, а, например, эколого-биологическими, геологическими, гидрологическими. Более того: деятельность по подготовке к естественнонаучным полевым экспедициям, их проведение и последующая обработка детьми результатов экспедиционных исследований, организуется по технологии настолько напоминающей технологию организации активных форм ТКД, что, ничего в себе не меняя, может называться туристско-краеведческой деятельностью. В то же время многообразие форм работы с детьми, обозначаемое сегодня понятием «детско-юношеский туризм», так велико, что детско-юношеский туризм в наше время может существовать вообще без многодневных походов, совершаемых в природной среде. Точнее, без их организации, без организации их информационно-методического сопровождения вполне могут обойтись центры детско-юношеского туризма в системе образования.
Система государственных туристских образовательных учреждений (детских экскурсионно-туристских или туристических станций) начала складываться в России в начале тридцатых годов прошлого века и можно сказать, что существует по сегодняшний день. Правда, уже во второй половине двадцатого века такие учреждения в ряде регионов и муниципальных территориальных образований в России стали превращаться в структурные подразделения многопрофильных образовательных учреждений – домов и дворцов пионеров, впоследствии – домов и дворцов детского творчества. Эти структурные подразделения обычно назывались туристско-краеведческими отделами или отделами краеведения и туризма. Во втором названии скрывалась угроза отделения краеведения от туризма и преобразования активных форм туристско-краеведческой деятельности в занятия спортом. В ряде учреждений еще в прошлом веке существовали отдельно отделы краеведения и туристско-спортивные отделы, в которых кроме занятий спортивным туризмом организовывались занятия и другими видами спорта. В конце двадцатого века во многих учреждениях туристско-краеведческие отделы преобразовывались в отделы патриотического воспитания, средством которого справедливо считался детско-юношеский походный туризм. Но кроме организации детских походов и соревнований по преодолению естественных препятствий туристских маршрутов, такие отделы начинали заниматься и другими формами работы с детьми, в том числе подготовкой юных спасателей, кадет, организацией соревнований юных спасателей, оборонно-спортивных игр и соревнований по военно-прикладным видам спорта.
В то же время продолжали существовать и туристско-краеведческая направленность дополнительного образования, и туристско-краеведческие объединения обучающихся, образовательный процесс которых имел цикличный характер. Циклообразующими мероприятиями в этом процессе были туристские путешествия: походы, экспедиции и экскурсии, а сами циклы состояли из подготовки, проведения и подведения итогов таких путешествий. К активным формам туристско-краеведческой деятельности относятся образовательные циклы, строящиеся вокруг походов и экспедиций. В этих циклах активный туризм и экспедиционно-походное краеведение присутствуют, как принято говорить, «в неразрывной связи» (как обучение и воспитание в образовании), взаимно дополняют друг друга и, при правильной организации, обеспечивают не просто всестороннее, но еще и гармоничное развитие личностей обучающихся. Именно гармоничное развитие личности традиционно являлось главной целью организации образовательного процесса туристско-краеведческих объединений обучающихся.
Возвращаясь к теме, объявленной в заголовке статьи, обратим внимание на тот доказанный историей и сегодняшней повседневностью факт, что существование организационно-методических центров активных форм ТКД не препятствует организации активных форм ТКД в отдельных образовательных учреждениях. Не является обязательной и вертикальная связь территориальных центров активных форм ТКД. Примером автономного существования детского походного туризма в школе может считаться опыт организации походов учащихся Президентского физико-математического лицея № 239 в Санкт-Петербурге. Эта организация только на нашей исторической памяти существует больше шестидесяти лет. ПФМЛ № 239 (в прошлом – физико-математическая школа № 239) обладает традициями самостоятельного выпуска групп на маршруты походов и системой подготовки руководителей детских походов путем стажерства молодых педагогов в группах их более опытных коллег.
Также и муниципальные центры в системе образовательных учреждений туристско-краеведческой ориентации могут существовать без регионального центра в своем регионе. Доказательством этого является работа Искитимской районной станции юных туристов (муниципальное образовательное учреждение) в Новосибирской области, как регионе России. В свою очередь и региональные центры детско-юношеского турима и, в том числе, активных форм туристско-краеведческой деятельности, могут работать без контактов с федеральным центром. Примером этого является работа Московской городской станции юных туристов на протяжении многих десятилетий и работа центра детского туризма в Ленинграде – Санкт-Петербурге на протяжении последних двух десятилетий прошлого века.
Можно было бы найти и другие примеры, доказывающие необязательность существования центров активных форм ТКД на каких-либо уровнях, но в задачу настоящей статьи входит обратное. Наша задача – доказать, что центры необходимы, а приведенные примеры – не более, чем исключения, подтверждающие общее правило. Центры активных форм туристско-краеведческой деятельности нужны школам, нужны подростково-молодежным клубам, общественным объединениям и организациям отдыха. Центры нужны всем организациям, в которых массово присутствуют дети, многие из которых хотят путешествовать. Массово дети присутствуют в школах, которые они обязаны посещать. Там проще всего найти детей, которые хотят путешествовать. Там и начинается детский туризм, точнее – организация активных форм туристско-краеведческой деятельности.
Активные формы ТКД в школе
Все дети жаждут новых впечатлений. Впечатлений ищут и взрослые (до известного возраста), но у детей жажда впечатлений ощущается постоянным ожиданием чуда, и этим чудом может стать открытие любого, неизвестного ранее пустяка. Поход, сопровождающийся переходом от привычной уже жизни в городе к новой жизни в природной среде, в глазах юных горожан вполне тянет на чудо. От похода к походу ощущение новизны исчезает, но его место занимают новые приобретения: новые отношения, уверенность в своих силах и т. д., в том числе и привычка.
По данным исследований прошлого века стремлению к перемене мест, определяемому медицинской наукой, как эмоционально-волевое расстройство, подвержено – на постоянной основе – в среднем порядка 7 процентов населения нашей планеты. Но думается, что тут речь шла о взрослых. По причине стремления к новизне, в детском возрасте походами может заинтересоваться многим больше, чем 7 процентов от, например, учащихся школы. Чем больше в школе педагогов, способных организовать детский поход, тем больше в школе юных походников. Не все из заинтересовавшихся путешествиями детей будут путешествовать «до конца своей жизни», но, например, в школьных туристских слетах физико-математического лицея № 239 в советские времена с удовольствием участвовали почти все учащиеся школы. Опыт подсказывает, что любой классный руководитель, если он сам «болен походами», может увести за собой половину своего класса, и, если первый поход будет удачным, потери туристского контингента класса на второй год занятий не станут катастрофическими. И в любом случае на формирование и существование туристского актива размером в 8-10 процентов от числа учащихся может рассчитывать каждая школа. Этот актив получится несколько разновозрастным, внутри этого действительно коллектива будут складываться определенные отношения, и все эти отношения берут начало в первом походе.
В соответствии с технологией туристско-краеведческой деятельности, вся работа, которую надо проделать для подготовки, проведения и подведения итогов похода (подведение итогов необходимо, чтобы закрепить в сознании детей нюансы полученного в походе жизненного опыта) распределяется между членами детской походной группы по таким должностям, как штурман, фотограф, хронометрист, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, санинструктор, исследователь-краевед и т. д. (составитель технологии ТКД А. А. Остапец-Свешников [4] выделял до двадцати должностей в походной группе). Необходимость выполнения детьми должностных походных обязанностей приводит их к необходимости взаимодействия между собой, и это взаимодействие является воспитательным. В цикле ТКД (подготовка, проведение, подведение итогов путешествия) активно применяется самый эффективный метод гражданского воспитания – метод организации деятельности и формирования опыта. Патриотический эффект путешествия заключается в присоединении района путешествия к Родине в сознании путешественника. Невозможно долго любить неизвестную Родину. Любить можно только то, что увидел, почувствовал, пережил.
За первым походом – при удачном его совершении – наступает время второго, более сложного и т. д. Члены походной группы меняются должностями, шлифуют навыки функционально-ролевого взаимодействия. В масштабах школы такая группа может превратиться в искомый – правда пока небольшой – туристский актив и помогать руководителю группы знакомить с походами других учащихся школы, обеспечивая воспроизводство и увеличение туристского контингента школы. Знакомство с походами, знакомство с туризмом обычно осуществляется посредством проведения мини-слетов – Туристских Дней здоровья для класса или параллели классов. Но даже такая работа, не говоря о проведении общешкольного туристского слета, обычно оказывается непосильной учителю-предметнику, классному руководителю одного какого-то класса. В школе может появиться освобожденный от большой нагрузки предметного преподавания и от классного руководства туристский организатор (учитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования), главным делом которого становится организация туристско-краеведческой работы с учащимися, а дополнительным (чтобы не отрываться от коллектива) – предметное преподавание. Пропаганда походов приводит к тому, что в школе появляются не только юные туристы, но и педагоги-туристы, остающиеся предметниками в преподавании. Учителя-естественники больше тяготеют к проведению экспедиций, оплодотворяющих практикой их предметное преподавание, остальные обычно концентрируются на проведении пеших, лыжных, горных и водных походов разного содержательного наполнения. По канонам технологии ТКД в любом походе ведутся исследования, экспедиционные походы и сборы отличаются от просто походов и сборов специальной темой (темами) исследования, лежащего в русле какой-то науки (наук) и определяющего маршрут и программу экспедиционного похода (сбора).
Проведение Туристских Дней здоровья, пополнение школьного туристского актива новичками – младшими школьниками делает необходимым появление в активе наставников: более опытных юных туристов, берущих шефство над менее опытными. В отдельных случаях формируются разновозрастные группы, структура школьных активных форм ТКД усложняется, школьный туристский актив преобразуется в школьный туристский (туристско-краеведческий) клуб, клубные активисты пробуют себя в роли инструкторов (инструкторов-проводников) туризма, примеряют на себя и всевозможные «полевые» профессии. Количество юных туристов в школе может значительно превышать 8-10 процентов, правда, в будущем туристские и экспедиционные профессии выбирают именно те, кому на роду написано путешествовать и для которых стремление к перемене мест перестает быть эмоционально-волевым расстройством, а перемена мест становится образом жизни.
Для чего в такой ситуации школам (или другим организациям, ведущим туристскую работу с детьми) нужны центры активных форм ТКД? Они нужны, потому что нарисованная выше картина слишком хороша, чтобы ее можно было узреть в каждой школе. Школам не хватало и не хватает педагогов, способных организовать туристскую работу с детьми. Или не хватает желания администрации школы вести такую работу. Учреждения дополнительного образования дают шанс потенциальному туристскому активу школы, в которой нет своих педагогов-туристов, разобраться со своими стремлениями, реализоваться в мире походов и экспедиций: и детских, и впоследствии взрослых. Это – функция дополнительного образования вообще. Какие еще функции центров активных форм ТКД делают их нужными общеобразовательным или прочим организациям, в которых есть дети? Понятно, что методические, но конкретно какие?
Роль маршрутно-квалификационных комиссий в обеспечении безопасности активных форм туристско-краеведческой деятельности
Статья – не учебник, всего не объяснишь, но читатели могут быть по-разному компетентны в вопросах организации активных форм ТКД, поэтому какое-то время на объяснения потратить все же придется. Маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) первоначально были изобретены во взрослом (молодежном) туризме, в 1995 году опыт деятельности туристско-спортивных МКК был перенесен в образовательные учреждения в целях организации и повышения безопасности активных форм ТКД обучающихся. С тех пор прошло почти тридцать лет, многое изменилось в стране, в детском туризме, во взрослом туризме. Не исключено, что в недалеком будущем термин «МКК» и вовсе исчезнет из обращения и в детском, и во взрослом активном туризме, но ни там, ни там не исчезнет необходимость выполнения тех функций, которые выполняют сейчас МКК. В терминах образования МКК – это подразделение, осуществляющее организационно-методическое сопровождение работы с детьми, связанной с проведением мероприятий в природной среде или даже любых мероприятий, участвуя в которых дети покидают помещение и двор школы или другой какой-то организации, в которой с ними работают. Функции членов МКК – это функции специалистов, работающих на педагогических должностях педагогов-организаторов и методистов. Но МКК, также как организационно-массовым и методическим подразделениям образовательных учреждений, нужны свои менеджеры, свои организаторы деятельности.
Создание МКК утверждается локальным нормативным актом образовательного учреждения, но, если в учреждении нет предпосылок создания, локальный акт не наполнит МКК жизнью. От появления МКК количество походов в образовательном учреждении не увеличивается. МКК создаются в целях повышения безопасности и эффективности проводимых походов. Наиболее опытные руководители этих походов становятся членами МКК и на профессиональной основе начинают помогать менее опытным. Если нет руководителей походов, неоткуда взяться и членам МКК. В этом плане особенно показателен волюнтаристский пример создания МКК образовательных учреждений в Республике Адыгея. По призыву федерального министерства несколько лет назад в республике в короткий сорок было создано более сотни МКК в школах и учреждениях дополнительного образования. Но для сорока из сотни не нашлось членов, и только три из оставшихся шестидесяти рассматривали в течение 2023 года маршрутные документы многодневных (три и более дня) походов. Вывод: для МКК в каждой школе может не найтись ни кадров, ни фронта работ. Это касается не только Адыгеи, но и других субъектов РФ. О том, каким вообще может быть фронт работ МКК образовательных учреждений, расскажем позднее, пока что речь идет о формах работы с детьми, предполагающих совершение именно многодневных походов, экспедиций и сборов.
Задачей МКК образовательного учреждения является определение реальной посильности маршрута похода (программы сбора) для группы, собирающейся идти в этот поход (сбор). Решение задачи осложняет тот факт, что для того, чтобы поход был для детей по-настоящему развивающим, то есть педагогически целесообразным, он должен быть усложненным практически до пределов детской возможности (говоря языком педагогики – до верхней границы «зоны ближайшего развития» юных путешественников). А чем сложнее путешествие, тем объективно опаснее отдельные его составляющие. Правда, при работе с детьми нужно иметь в виду, что детские путешествия не бывают простыми даже при предельно несложном маршруте. В этом случае место одних опасностей – опасностей маршрута – занимают другие опасности, например, праздности и т. д. Детские мероприятия обладают и своими чертами, и своими опасностями. Поэтому членами МКК образовательных учреждений по определению должны быть не просто опытные путешественники, а опытные руководители детских походов и экспедиций. В целях определения посильности маршрута похода члены МКК изучают маршрут вместе с разработавшей маршрут группой (руководителем группы, ребенком-штурманом и т. д.). На основе своего опыта прохождения маршрутов той же сложности, что и предложенный группой маршрут, члены МКК обращают внимание группы на какие-то детали, не отраженные группой в процессе разработки маршрута. Особо ценной оказывается помощь тех членов МКК (методистов), которые не просто обладают опытом прохождений маршрутов нужного уровня (категории) сложности, а опытом прохождения маршрутов в том же районе, что и предложенный (заявляемый) группой маршрут.
Но и это еще не все. Чтобы определить, посилен ли маршрут группе, нужно знать силу группы. Сила группы, существующая в настоящий момент, определяется членами МКК не только по документам, подтверждающим туристский опыт членов группы (весь опыт в прошлом), но и непосредственно на контрольных мероприятиях, проводимых в природной среде в условиях, максимально приближенных к условиям совершения планируемого группой похода.
Функции членов МКК не ограничиваются согласованием маршрутных документов походов и проверкой сил групп. МКК организует информационное сопровождение совершающихся путешествий и рассматривает отчеты о них на предмет, во-первых, зачета путешествия в туристский опыт каждого члена группы, а во-вторых, выявления уровня развития юных путешественников, достигнутого ими в процессе подготовки, проведения и подведения итогов путешествия. Ответственность членов МКК высока, работы может быть очень много, и работа эта должна оплачиваться. В сегодняшней ситуации рассматривать МКК, как «консультативный общественный орган», значит находиться в плену у прошлого. У прошлого без будущего. В опасном плену.
Взаимодействие МКК образовательных учреждений
Но если школа за год организует два-три многодневных похода, содержать свою МКК школе невыгодно. Одна МКК с хорошей – не общественной – нагрузкой на своих членов может обслуживать по полной программе, описанной выше, десятки групп перед каждым походным сезоном. Члены такой, полноценно загруженной МКК, составляют штат центра активных форм ТКД, а сама МКК как раз и является таким центром или, по крайней мере, его ядром. Методическое сопровождение активных форм ТКД в послепоходный период (в последней фазе туристско-краеведческого цикла) заключается в анализе совершенных походов и экспедиций, в выработке на основе анализа адресных методических рекомендаций, учитывающих особенности групп, для которых они составляются. О том, что и как вообще правильно делать в походе, уже давно и неоднократно написано. Опыт совершения многих походов обобщен и зафиксирован в текстах и фильмах, хранящихся в библиотеках или в музеях (например, в Музее истории детско-юношеского и молодежного туризма России, расположенном в помещениях Регионального центра детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге). Но обобщенным опытом нужно уметь правильно пользоваться, уметь извлекать его из библиотек и музеев и адаптировать его не просто к современным условиям, а к условиям прохождения конкретных маршрутов конкретными группами. И тут без информации об актуальном состоянии маршрутов и групп не обойтись. Важны нюансы. Потому что не только дьявол кроется в деталях, но и успех тоже там кроется.
Если речь идет о нюансах, то чем больше член МКК работает с конкретной группой и конкретным маршрутом, тем лучше. Чем больше сокращается время этой работы, тем большее количество детских объединений может обслуживаться одним и тем же количеством педагогов-организаторов и методистов, но тем больше будет снижаться безопасность и образовательная эффективность работы этих объединений.
Маршрутно-квалификационных комиссий образовательных учреждений в России много, и все они объединены вертикальными – по линии согласования полномочий – и горизонтальными связями. Одни МКК обслуживают те учреждения, при которых они созданы, другие обслуживают образовательные учреждения, расположенные на территории муниципального образования, региона России, целой России. Функции МКК зависят от площади обслуживаемой территории. Например, функции МКК федерального центра сводятся к согласованию полномочий региональных и, в ряде случаев, муниципальных МКК образовательных учреждений, а также информационного сопровождения деятельности МКК регионов. Функции региональных МКК такие же, как у федеральной, но их полномочия распространяются только на регион. Муниципальные МКК обслуживают походные (походно-экспедиционные) группы образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования. В образовательных учреждениях, ведущих большую туристскую работу со своими обучающимися, создаются свои МКК. Если образовательные учреждения, при которых созданы федеральная, региональные и муниципальные МКК, сами являются организаторами детских походов и экспедиций, МКК обслуживают группы этих учреждений.
Вертикальные связи нужны для организации внутреннего контроля деятельности МКК. Горизонтальные связи полезны для оперативного организационно-методического и информационного обеспечения походов и экспедиций. Группы детей совершают свои путешествия не только в регионе постоянного проживания, но и далеко за его пределами. Информация о ситуации в районе совершения путешествия должна быть у членов «выпускающих» МКК (выпускающие МКК – это МКК, согласующие маршрутные документы группы), и она там обычно имеется. Но чем чаще МКК выпускает группы в какой-то район, тем больше информации она о районе имеет. Поэтому в местных для района путешествия МКК (если они вообще есть в этом районе) информации о районе может быть больше, чем в МКК, территориально удаленных от района совершения путешествия. Это в меньшей степени может касаться региональных МКК таких мегаполисов, как Москва или Санкт-Петербург. Например, на Западный Кавказ МКК мегаполисов выпускают групп больше, чем МКК образовательных учреждений Южного федерального округа. Но и мегаполисам нужна информация о «сиюминутном» состоянии региона. Информационные обмен между МКК очень важен.
Не менее важно и взаимное консультирование. В идеале, маршрутные документы группы и саму группу должны рассматривать-проверять члены МКК, которые не просто обладают необходимым для этого опытом, но и лично бывавшие в районе проведения планируемого группой похода. И если такой специалист на территории места нахождения организатора похода не обнаруживается, проконсультировать группу может специалист, проживающий где-то далеко, но район планируемого путешествия знающий. И он же может обратить внимание члена МКК, работающего с группой по ее месту жительства, на то, на какие аспекты подготовки юных путешественников нужно обратить внимание во время проведения проверки группы на местности. Это и есть горизонтальные связи.
Наличие вертикальных и горизонтальных связей взаимодействия МКК образовательных учреждений позволяет увидеть систему взаимодействия. Система кажется строгой, вертикально стратифицированной, но это – во многом внешнее впечатление. Членами МКК являются педагоги-туристы, обладающие опытом руководства детскими группами в походах и экспедициях. Такие педагоги работают или работали с детьми в образовательных учреждениях и, в том числе в школах, то есть в самом низу по оси вертикального взаимодействия. Но они-то и становятся членами МКК образовательных учреждений разного уровня, то есть поднимаются «снизу» «наверх». Система оказывается не вертикальной, а, как минимум, закольцованной.
К тому же, вертикальные связи могут быть и вовсе разорванными. Например, полномочия федеральной образовательной МКК сегодня согласуются МКК Федерации спортивного туризма России (ФСТР), но кто согласует полномочия самой МКК ФСТР? Никто. Список членов утверждается руководством федерации, а полномочия МКК ФСТР по выпуску групп и по согласованию полномочий других МКК зависят от опыта входящих в МКК путешественников, и в данном случае абсолютно не важно, какая МКК удостоверила этот опыт. Главное, чтобы опыт был достаточно величины. И если вдруг федеральная образовательная МКК откажется от согласования полномочий в МКК ФСТР (чего она, как мне известно, делать не собирается), список членов образовательной МКК может быть утвержден руководством образовательного учреждения, при которой МКК создается. И так может произойти на любом из уровней согласования полномочий. Ну не приходит же в голову списки методистов, например, муниципального образовательного учреждения согласовывать в региональном образовательном учреждении. Вот и с МКК так же. Главное в работе МКК – это каким опытом обладают ее члены, а не кто согласовал полномочия МКК.
В то же время вертикальная связь МКК является безусловно полезной. В противном случае, во-первых, придется в каждой МКК создавать сектор «собственной безопасности», контролирующий работу секторов по видам походов и экспедиций. Сегодня функции этого сектора может брать на себя «вышестоящая» МКК. Согласование полномочий подразумевает возможность отзыва согласования. Как правило, отзыв согласования производится в случае вопиющего нарушения членами МКК каких-то общепринятых норм работы комиссий. Обычно эти нарушения становятся очевидными после чрезвычайного происшествия. Но, может, лучше не дожидаться чрезвычайного происшествия, а инспектировать работу МКК регулярно в рабочем порядке? Береженого, как известно, бог бережет. До конвоя лучше дело не доводить.
Во-вторых, наличие вертикальных связей облегчает сбор статистических данных, которые необходимы для подкрепления претензий активных форм туристско-краеведческой деятельности на финансирование их организации из средств какого-либо бюджета (государственного, муниципального). Именно понимание этой необходимости должно обеспечивать и наличие вертикальной связи, и наличие документов, описывающих алгоритмы ее осуществления.
Получается, что на понимании необходимости основываются и горизонтальные, и вертикальные связи маршрутно-квалификационных комиссий образовательных учреждений. В общем, господа, как договоримся, так и будем работать.
Нормативная база деятельности МКК образовательных учреждений
Нормативная база деятельности образовательных МКК сегодня является территорией здравого смысла, на которой можно творить. Нужно только уметь придерживаться норм здравого смысла, обладать творческими способностями и способностью к самоконтролю (критическому мышлению). И то, и другое, и третье иногда бывает не просто.
Положение об МКК ОУ России, утвержденное в 1995 году [2], в настоящее время не легитимно, но официально и не отменено, потому что отмена противоречила бы здравому смыслу. Такое положение дел не позволяет совершенствовать положение, оно местами архаично в терминологии, а в содержании не полностью соответствует реалиям настоящего времени. Но, тем не менее, пусть лучше такое, чем совсем никакого.
Нормативные акты, разрабатываемые и утверждаемые общественной организацией «Федерация спортивного туризма России», могут быть нормативными или в рамках занятия видом спорта «спортивный туризм» (для этого нужно работать в спортшколе), или, если руководитель образовательного учреждения узаконит их своим локальным нормативным актом. Последнее делать не рекомендуется, потому что спорт имеет свои законы развития, а активные формы туристско-краеведческой деятельности обучающихся – это не спорт, их цели, нормативы и нужды далеко не всегда совпадают со спортивными. К тому же нормативно-методическая база вида спорта «спортивный туризм» (группа дисциплин «маршрут») слишком сложна и противоречива, слепое следование ей может или запутать, или завести идущего по следу в тупик. В то же время полностью игнорировать эту базу нельзя. Ни в коем случае! Например, в ней фиксируется система определения и удостоверения походного опыта участников путешествий и система допуска к путешествиям. Применение обеих этих систем необходимо для повышения безопасности участников путешествий. К другим системам рекомендуется относиться критично. Например, методики категорирования маршрутов по их сложности носят противоречивый характер и не учитывают всех факторов, влияющих на техническую сложность маршрута, не говоря уже о сложности путешествия по нему. В данном случае, с той же целью обеспечения безопасности и одновременно образовательной эффективности путешествия нужно больше работать с реальностью, чем с документами. Но и с документами тоже работать.
Необходимость определения сложности маршрута перед проведением путешествия, пройденности маршрута по факту и учета опыта прохождения маршрута каждым из путешественников – все это закладывает основу функциональных обязанностей членов МКК, как педагогических работников образовательного учреждения. Но еще более обеспечивают их работой «Общие требования» к организации детских мероприятий в природной среде. [1]. В соответствии с этим актом организаторы детских мероприятий в природной среде, каковыми в большинстве случаев оказываются школы и организации отдыха, имеют обязанности, выполнить которые без привлечения сторонних организаций, оказываются не в состоянии. Например, (пункт 5, в) организатор обязан «обеспечить организацию проверки наличия необходимых знаний, умений и навыков участников мероприятия в соответствии с программой мероприятия». Обращаем внимание: проверку навыков нужно проводить не «вообще», а в соответствии с программой мероприятия, значит само мероприятие и его программа на момент проверки должны быть уже запланированными. И понятно, что проверку навыков и умений, применяемых в природной среде, нужно проводить в природной среде. Иную форму ее проведения следует исключить не просто, как непрофессиональную, а почти что преступную. В такой ситуации можно поручить проведение проверки самому планирующему поход педагогу (руководителю группы) – «Общие требования» это не запрещают. Но неслучайно в практике деятельности МКК принято, что член МКК не может рассматривать маршрутные документы похода, в который он собирается сам. Должен быть внешний контроль готовности группы. Обоснованность этого положения не вызывает сомнений. И это значит, что в подавляющем большинстве случаев в школах, не обладающих «своей» МКК, не найдется специалистов, способных провести проверку готовности группы, включая готовность самого руководителя группы. Проверяющие специалисты могут найтись в штате муниципального центра, а при отсутствии такого – в региональном центре активных форм ТКД. В соответствии с нормативными требованиями организатор мероприятия – школа – обеспечивает организацию проверки знаний, навыков и умений детей, привлекая к проведению проверки – на договорной основе – членов МКК центра туризма. В настоящее время школами не проводится максимально возможного количества детских мероприятий в природной среде, но тех, которые проводятся, все равно достаточно, чтобы сделать существования МКК центров туризма необходимым. Проверка детей к участию в многодневных мероприятиях проводится посредством прохождения детей двухдневных контрольных маршрутов, проверка готовности к однодневным «походам» выходного дня проводится перед каждым сезоном при наличии расписания и программ проведения походов выходного дня.
Рассмотрение маршрутных документов и проведение проверок туристских групп обучающихся, а также информационное сопровождение проводимых этими группами многодневных мероприятий в природной среде и рассмотрение (в рамках или за рамками конкурсов) отчетов о совершенных походах и экспедициях, является основной функцией центров активных форм ТКД. Территориальные центры (муниципальные и региональный) в рамках этой работы могут взаимодействовать между собой. Например, в Санкт-Петербурге проверки готовности групп обучающихся, собирающихся в наиболее сложные походы и экспедиции, проходят в процессе участия групп в соревнованиях на контрольных туристских маршрутах, проводимых силами специалистов не только Региональной маршрутно-квалификационной комиссии, но и МКК муниципальных районов и даже отдельных образовательных учреждений.
В настоящий момент российское государство пытается повысить безопасность всех туристских групп, включая и детские, и особенно – детские, путем предложения им оборудованных (маркированных) маршрутов и даже инструкторов-проводников, способных сопровождать группы на этих маршрутах. Такой подход к обеспечению безопасности не делает неактуальным существование территориальных центров активных форм ТКД и соответствующих маршрутно-квалификационных комиссий. Во-первых, один и тот же маршрут может быть безопасным (посильным) для одной группы и оказаться небезопасным (непосильным) для другой. Мало знать маршрут, кроме этого нужно знать силу группы. Инструкторы-проводники, ожидающие группу на начальных точках маршрута, не знают силу группы достаточно хорошо, чтобы с уверенностью предложить им индивидуальную (для группы) тактику движения по маршруту, и не имеют времени эту силу узнать. Можно предположить, что проверки готовности групп к прохождению того или другого маршрута будут проводиться непосредственно в начальной точке маршрута, что эти проверки будут включаться в перечень услуг, предоставляемых инструкторами-проводниками на маркированных маршрутах, но что прикажете делать, если выяснится, что группа совсем не готова к прохождению того маршрута, по которому собиралась пройти, или если часть группы готова, другая часть — не готова? Проверки готовности стоит проводить заблаговременно, то есть не в точке начала маршрута, а по месту проживания членов группы. Тогда и маршрут можно будет выбрать (порекомендовать) подходящий для группы, и те или другие параметры готовности группы можно будет попытаться повысить.
С позиции развивающей (воспитательной) эффективности детских походов и, тем более экспедиций, дети могут идти как по маркированному, так и не маркированному маршруту, но в любом случае, они должны участвовать в разработке маршрута, как еще (им) неизвестного, продумывать тактику прохождения маршрута, обращая внимание на подготовленные кем-то стоянки, но выбирая из них те, которые будут максимально удобны по тактике. Разработка маршрута своего путешествия и тактики его прохождения превращает ребенка из потребителя (турпродукта) в производителя (турпродукта), что в педагогическом смысле больше, чем важно.
По всем этим причинам и в ракурсе повышения безопасности, и в ракурсе повышения педагогической эффективности (целесообразности) детских походов и экспедиций независимо от количества и уровня разработанности типовых маркированных маршрутов, независимо от количества специалистов, ожидающих детские группы в точках начала маршрутов (или даже приезжающих за группами к месту их постоянного проживания), работа педагогов-туристов, педагогов-организаторов и методистов центров активных форм ТКД остается не только оправданной, но даже просто необходимой.
II.
О плюсах и минусах походов детей в виде спорта
Как образовательное учреждение Министерства образования Российской Федерации Федеральный центр детско-юношеского туризма просуществовал больше ста лет. В разное время и Центр, и его учредитель назывались по-разному, но все это время Центр (ЦДЭТС, ФЦДЮТиК) оставался юридическим лицом. В двадцать первом веке волна преобразований накрыла и его. В 2021 году все работники федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» были переведены на новое место работы – в Центр детско-юношеского туризма и краеведения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей». ФЦДЮТиК, как юридическое лицо не был ликвидирован, а скорее законсервирован, оставлен в резерве до решения вопроса об использовании имеющегося у него статуса юридического лица.
В преобразовании Центра детско-юношеского туризма из самостоятельного юридического лица в структурное подразделение юридического лица необычно только то, что это произошло на федеральном уровне. Во многих регионах России такое преобразование произошло уже довольно давно, и, например, Санкт-Петербурге оно не помешало эффективной деятельности центра. Федеральный центр развития дополнительного образования, в который влился ФЦДЮТиК, был многопрофильным образовательным учреждением, и в нем на равных правах могли развиваться разные направленности дополнительного образования детей, в том числе и туристско-краеведческая направленность, а в ее рамках – активные формы туристско-краеведческой деятельности обучающихся. Но в самом конце 2023 года Министерством просвещения России было принято решение о следующей реорганизации: ЦДЮТиК ФЦДО перестал существовать и большей части его специалистов было предложено перейти на работу в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания».
Приравнивание детских походов к средству физического воспитания может поставить крест на всестороннем и гармоничном развитии юных туристов, как вековой цели деятельности Федерального центра детско-юношеского туризма. Все-таки, физическое воспитание таких целей не ставит, и, в целом, имеет притяжение к спорту, то есть к видам спорта, и в данном случае к виду спорта «спортивный туризм», в котором есть соревнования походов или, как это сейчас называется, соревнования в группе дисциплин «маршрут». О том, что активные формы туристско-краеведческой деятельности и спортивное прохождение маршрутов туристских походов – это далеко не одно и то же, свидетельствует следующий факт. На Первенстве Санкт-Петербурга по спортивному туризму в дисциплине «маршрут пешеходный» в 2023 году поход первой категории сложности по Южному Прибайкалью занял первое место из четырнадцати. И тот же поход в региональных соревнованиях походов и экспедиций обучающихся в том же году занял шестнадцатое место из двадцати. Спортивное первенство проводилось по правилам вида спорта, критерии оценивания походов в соревнованиях обучающихся Санкт-Петербурга базировались на технологии туристско-краеведческой деятельности, то есть были направлены на выявление уровня всестороннего развития личности, достигнутого в процессе подготовки, проведения и подведения итогов похода. В чем разница? Ответим на этот вопрос.
Поскольку правилами вида спорта не прописывается, а в критериях оценки прохождения маршрута не отслеживается уровень самостоятельности детей при выполнении тех или иных действий на маршруте похода, то в целях достижения максимального спортивного результата, руководители групп, полноценно участвующие в прохождении маршрута, вполне могут позволить себе самим делать все, что могут сделать лучше детей. А в тех действиях, которые в этом случае остаются на долю детей, более всего ценится правильное выполнение тренерской установки. Главное – правильно выполнить. Думать – это вторично.
Не регламентируются правилами и действия, выполняемые детьми в процессе подготовки похода и в процессе составления отчета о нем. Правилами вида спорта не фиксируется и обязательность какой-либо краеведческой составляющей движения по маршруту похода. Ведь не требуется от легкоатлетов знания истории строительства стадиона, на котором они нарезают круги! Почему аналогичные знания должны требоваться от спортсменов в туризме? И получается, что акцент в развитии личности участников соревнований в маршрутных дисциплинах спортивного туризма ставился на физическом и волевом развитии личности. Остальное развитие может осуществляться или не осуществляться – в зависимости от желания (способности) руководителя группы. Но если руководитель группы был азартен и молод (или не молод, но все же азартен), то желание победы «в честной спортивной борьбе» брало верх, и из похода убиралось все, мешающее этой победе. Например, работа детей над отчетом или краеведческие наблюдения.
В России, как в прошлом, так и в настоящем не было и нет большого количества тренеров (тренеров-преподавателей) и отделений спортивного туризма в спортивных школах. Зато были и есть педагоги дополнительного образования или даже вовсе учителя-предметники и классные руководители, ходящие в походы со школьниками. Но для тех, кто почувствовал спортивный азарт, было не важно, кем он числился на работе. Важно, кем себя чувствовал. В то же время учреждениями дополнительного образования или школами, в которых трудились педагоги-руководители групп, могли выдвигаться традиционные требования «всестороннего и гармоничного» развития юных туристов и наличия в их походах «краеведческого компонента». В таких случаях для достижения объявленных учреждением целей совершались лишь минимальные действия, гармоничное развитие личности скорее имитировалось, чем осуществлялось, а краеведческий компонент обозначался экскурсиями, содержание которых проходило мимо ушей туристов-спортсменов по причине их изначальной малой включенности в это содержание. Это утверждение основано на анализе походов, в течение последнего пятилетия принимавших участие во Всероссийском конкурсе туристских походов и экспедиций обучающихся и в очных соревнованиях представлений отчетов о походах, проводимых на туристской смене в Международном детском центре «Артек». Главным судьей и конкурса, и соревнований в эти годы был автор данной статьи.
Способом выявления степени участия детей в процессах подготовки и подведения итогов похода является привлечение детей к представлению отчетов о своих путешествиях. Введение устных отчетов детей в соревнования походов и экспедиций обучающихся, состоявшееся на федеральном уровне шесть, а на петербургском региональном – более двадцати лет назад заметно увеличило трудозатратность детского участия в них. Чтобы грамотно рассказать о походе: о тактике и технике движения по маршруту, об организации бытовых работ и производстве маршрутных исследований, и чтобы ответить на вопросы об этом, дети должны обладать знаниями и умениями едва ли не на уровне руководителя группы. Это сложно, и, хотя эта сложность имеет развивающее значение, но где простота, там и массовость, а массовость сейчас в тренде. Соревнования походов, основанные на отчетах детей, могут проиграть в востребованности соревнованиям походов, отчеты о которых представляются руководителями групп, то есть взрослыми. Но выигрыш в количестве означает проигрыш в качестве: в качестве всестороннего развития личности, которое, как известно, подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических и физических качеств личности в их неразрывной связи. Если правилами вида спорта или канонами физического воспитания в туризме не будет гарантировано представление детьми отчетов о совершенных походах и качество краеведческого компонента, то потеря всего этого выглядит неизбежным в спорте и почти таким же – в физическом воспитании.
Перевод организации детских походов в область физического воспитания имеет основание в многолетней традиции существования походов в качестве спорта. Это существование имеет свои плюсы и минусы. Чтобы проанализировать их, необходимо разобраться и в прошлом, и в настоящем. Сначала о прошлом и, преимущественно, в детском аспекте.
Дети ходили в категорийные путешествия на протяжении многих десятилетий, и категория сложности пройденного ими маршрута являлась туристским мерилом их спортивного достижения. Но единицей измерения спортивных достижений, общей для всех видов спорта, является спортивный разряд (и спортивное звание). Поскольку долгое время в спортивном туризме получить спортивный разряд выше третьего взрослого (сегодня – выше второго) без факта руководства походом было нельзя, а руководство походом было возможно только при достижении туристом совершеннолетия, разряды не слишком интересовали детей и их руководителей. Более ходовой и почетной являлась единица измерения достижений под названием «категория сложности». Было почетно (круто) по достижению совершеннолетия иметь опыт прохождения маршрутов третьей категории сложности. Это создавало хорошие перспективы развития в спортивном туризме после завершения обучения в школе. А в виде спорта «спортивный туризм» существовали только походы.
Ситуация стала меняться с начала XXI века. В 1995 году в спортивном туризме появились разрядные требования, связанные не только с прохождениями категорийных маршрутов, но и с участием в соревнованиях по преодолению препятствий маршрутов. Тогда эти соревнования назывались соревнованиями по туристскому многоборью, и в них в детском возрасте можно было дорасти до уровня кандидата в мастера спорта. Зато в начале XXI века, начиная с 2006 года в маршрутном спортивном туризме можно было дорасти только до первого разряда включительно, то есть походного туризма в спорте высших достижений не существовало совсем. Присвоение мастерских званий никак не касалось детей, но за право быть мастером спорта бились многие взрослые, поэтому спортивный разряд «КМС» и звание «мастер спорта» вернулись в походы в 2013 году. Но начиная примерно с того же времени нахождение походов в рамках вида спорта стало накладывать все более заметный отпечаток на их проведение. Как организуемая государством система соревновательных активностей граждан, спорт в России все более бюрократизировался, а значит, не мог не бюрократизироваться и вид спорта «спортивный туризм». В нем, как во всех других видах спорта, появились возрастные группы (юношеские, юниорские и т. д.), появились и соревнования в этих возрастных группах. В XX веке для получения спортивного разряда на начальных уровнях занятий спортивным туризмом было совершенно не обязательно, чтобы поход по маршруту определенной категории сложности принимал участие в каких-то соревнованиях. Соревнования (чемпионаты) проводились для походов четвертой и выше категории сложности и проводились вне возрастных групп, то есть более или менее для совершеннолетних туристов. Так получалось потому, что ребенок просто не мог быть участником похода, например, пятой категории сложности: во-первых, оставаясь ребенком, спортсмен не успевал набрать опыт, необходимый для совершения такого похода, а во-вторых, независимо от походного опыта, для детей с целью обеспечения их безопасности существовали нормативные ограничения по участию в походах, по которым проводились соревнования.
С появлением возрастных групп в спортивном туризме по ним стали проводиться соревнования: юношеские, юниорские. Соревнования по туристскому многоборью стали называться соревнованиями по спортивному туризму в дисциплинах «дистанция», и здесь проблем не было. А вот отнесению детского походного объединения к той или иной возрастной группе препятствовало то, что вместе с каждой группой по маршруту двигался, как минимум, один, а чаще два взрослых руководителя группы. Их походные функции трудно было считать только тренерскими: они проходили маршрут, а не находились «на бровке» маршрута, ориентировались при движении по маршруту и вели детей за собой, руководили преодолением препятствий, крепя веревки, переправляясь сами и страхуя детей. Руководители групп принимали непосредственное участие в бытовых работах (в основном, при эксплуатации приборов на жидком и газообразном топливе или при заготовке дров для костра), несли часть группового груза и т. д. Взрослые руководители групп могли бы считаться «играющими тренерами», но это сразу бы выводило походное объединение за пределы, например, юношеской, а то и юниорской возрастной группы. Какое-то время организаторы юношеских и юниорских маршрутных первенств не знали, что с этим делать, а потом просто перестали обращать на это внимание. И дело пошло.
Плюсы отнесения походов к виду спорту вполне очевидны. Во-первых, это более устойчивое финансирование походов. По не совсем понятной традиции спортивные мероприятия финансируются государством лучше, чем образовательные. Например, устойчивое финансирование походов московских школьников началось после того, как походы были введены в программу первенства школьников Москвы по туризму. Это было не совсем спортивное первенство в сегодняшнем понимании этого термина, но на момент появления финансирования это не имело такого значения, какое имеет сейчас.
Во-вторых, зарплата успешных спортивных тренеров существенно выше, чем зарплата успешных педагогов дополнительного образования. Свидетельством этого могут служить тарификационные списки работников государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Санкт-Петербурга «Балтийский берег», в составе структурных подразделений которого есть и станция юных туристов, и спортивная школа.
В-третьих, нормативная база вида спорта «спортивный туризм» позволяет проводить детские походы тогда, когда выездные формы работы с детьми в общеобразовательных учреждениях оказываются под запретом, как это случилось в 2020 году в Санкт-Петербурге в период пандемии КОВИД-19. Также и органы Роспотребнадзора меньше обращают внимания на спортивные школы, чем на учреждения дополнительного образования. Правда, этот плюс не гарантирован в будущем: сегодня так, а завтра может стать этак. Но все равно, финансирование и свобода выездов – это очень большие плюсы отнесения детских походов к области физического воспитания, а точнее – к виду спорта «спортивный туризм». Другое дело, что проведение походов вне рамок соревнований, то есть в форме спортивно-массовой или физкультурной работы с населением этими плюсами не обладает, а войти большой массой походов в спорт высших достижений может не получиться, и вот почему.
Во-первых, бюрократизация видов спорта в России продолжается, и для такой нетипичной спортивной активности, как походы, это не очень хорошо. С одной стороны, складывается ощущение, что, начиная с 2021 года бюрократическое давление на спортсменов смягчилось, в то же время запрет на участие во всероссийских соревнованиях спортсменов, не являющихся официальными членами региональных сборных спортивных команд, ставший актуальным в 2023 году, может существенно ограничить массовость участия во всероссийских соревнованиях. Распространение этого требования на регионы может и вовсе остановить увеличения количества походов в спорте. А это не маловажно, потому что от успешности участия в официальных спортивных соревнованиях зависят разряды и звания спортсменов и зарплата их тренеров.
Во-вторых, существование большого количества отделений спортивного туризма в спортшколах страны не гарантировано авторитетом этого вида спорта. «Спортивный туризм» — не олимпийский вид спорта, и даже вид спорта, не имеющий полноценной международной федерации. Возможно, в настоящее время это недостаточно актуально, но олимпийские виды спорта лучше финансируются государством (во всяком случае, до сих пор финансировались). Поэтому спортшколам выгоднее открывать у себя отделения олимпийских видов спорта, биться за получение статуса школ олимпийского резерва.
В-третьих, и само существование в виде спорта «спортивный туризм» группы дисциплин «маршрут», и культивирование маршрутных дисциплин в отделениях спортивного туризма также не гарантировано. Не случайно вид спорта «спортивный туризм» в XX веке не единожды исключался из всероссийского реестра видов спорта, а в XXI – «ущемлялся в правах». К тому же и новая группа дисциплин вида спорта «дистанции» и зрелищнее, и организационно проще, и даже дешевле. Более того, раскрутив какой-нибудь старт на туристских дистанциях в черте города (в городском парке) на этом старте можно попробовать даже и что-нибудь заработать. И то, и другое, и третье больше, чем важно. И то, и другое, и третье может стать решающим доводом к сворачиванию соревнований в маршрутных дисциплинах вида спорта «спортивный туризм».
Поэтому получается, что существование походов в форме физкультурно-спортивной работы с детьми не гарантирует им проникновения в «большой спорт» и соответствующего финансирования с одной стороны, и не обладает развивающим (воспитательным, профориентирующим, патриотическим) потенциалом активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся с другой.
III.
Структура и особенности организации деятельности территориальных центров детско-юношеского туризма походов
Если, все же, предположить, что активные формы туристско-краеведческой деятельности обучающихся не превратятся в физкультурно-спортивную работу со школьниками и, в конце концов, не переродятся в туристские соревнования, для которых МКК совсем не нужны, то какими могут быть центры активных форм ТКД на пространствах России? Частично об этом рассказано в разделе «Роль маршрутно-квалификационных комиссий в обеспечении безопасности активных форм туристско-краеведческой деятельности». Но и структура, и сфера деятельности центров зависят от многого.
Центры активных форм ТКД в образовательных учреждениях это, в первую очередь, отделы организационно-методического обеспечения выездных мероприятий обучающихся – МКК. Можно сказать, что в тех центрах многообразного детско-юношеского туризма, в которых есть МКК, есть и центры активных форм ТКД. Понятие «выездные мероприятия обучающихся» включает в себя не только походы, экспедиции, полевые сборы. Оно может включать и экскурсионные поездки, и поездки обучающихся на соревнования, независимо от места проведения соревнований: в природной среде или на спортивных сооружениях. Разные образовательные учреждения (организации) по-разному могут определять сферу деятельности МКК. Где-то методисты МКК могут заниматься только категорийными походами, где-то – походами и многодневными экспедициями, где-то – всеми мероприятиями, проводимыми в природной среде, включая однодневные мероприятия, где-то – всеми выездными мероприятиями независимо от среды места их проведения. В такой ситуации МКК, полностью работающие на общественных началах, – это нонсенс, ставший таковым с момента появления Положения о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России [2], в котором сказано, что секретарь МКК в обязательном порядке должен быть штатным сотрудником образовательного учреждения. Сфера, объем работы, а также штат (кадровый ресурс) МКК зависят от имеющихся возможностей и желания руководства образовательного учреждения или его учредителей. По законам здравого смысла объемы работы и количество кадров, используемых для ее выполнения, должны соответствовать друг другу, но не все и не всегда у нас происходит по законам здравого смысла.
Кроме МКК территориальный центр активных форм ТКД в образовательном учреждении может иметь учебный сектор: учебную часть, организующую реализацию образовательных программ в объединениях обучающихся. Учебная часть может быть, но может и не быть. Последнее плохо. Объясню, почему.
Все дети – в школах. Педагоги-практики знают это давно и или приходят в школы и начинают работать с детьми там, или приходят в школу, чтобы задержаться рядом с детьми ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы, заинтересовав детей своим делом, увести их за собой в учреждение дополнительного образования или еще куда, в подростковый клуб, например. Школа сама способна организовать внеурочную деятельность своих учащихся, в том числе и реализацию программ дополнительного образования. Координировать эту деятельность будет или заместитель директора школы, или другой какой-то специалист, отвечающий за все направления внеурочной работы с детьми в данной школе. При существующем многообразии внеурочной работы, ведущейся непосредственно в школе, шансов на то, что ее организаторы окажутся еще и специалистами в области выездной работы с детьми, немного. Теоретически, общим методическим обеспечением (кому оно нужно, это «общее обеспечение» в частном конкретном случае?) могут заниматься специалисты территориального центра активных форм ТКД, но текущий контроль внеурочной деятельности обучающихся как в помещении (на территории), так и за пределами школы ляжет на плечи школьного организатора внеурочной работы, для которого выездные занятия превратятся в головную боль. Когда занятия начинаются, когда заканчиваются, что на них происходит – все это будет оставаться неведомо организатору внеурочной работы, и по этой причине будет беспокоить его. Поэтому лучше, чтобы выездные занятия контролировались теми специалистами, которые лучше знают специфику этих занятий, и по этой причине чувствуют себя увереннее в данной ситуации. Каждый из выездных педагогов, привыкший сам решать проблемы на своих выездах, в остальное время норовит работать как бы сам по себе и на контакт с руководством идет неохотно. Ситуация усугубляется и изначальной ментальностью таких педагогов. На выездную работу приходят люди, ищущие отдаленности от начальства. Походы для таких людей являются «зоной их внутренней свободы», они охраняют ее, походы «своих» детей прячут, регламентации походной жизни препятствуют. Поэтому лучше, чтобы с ними работал кто-то, кому не нужно объяснять специфику работы на выездах, и кого не просто дезинформировать. Нужен не просто завуч, а «туристский завуч». Но люди с психостойкой самодостаточного педагога на должностях организатора внеурочной работы и. тем более, заместителя директора школы, оказываются нечасто и, в основном, задерживаются там недолго. И если предположить, что подобный человек может оказаться заведующим учебной частью территориального центра активных форм ТКД, то на все школы таких людей точно не хватит. Поэтому оптимальным выглядит тот вариант, когда педагоги-туристы работают в школах, но на зарплате территориального центра, когда их повседневный труд контролируется двумя сторонами: завучем территориального центра и школьным организатором внеурочной работы. В такой ситуации туристский завуч должен не только контролировать работу педагога-туриста, но и помогать педагогу поставить себя в школе: добиться удобного расписания, подсобки для хранения и ремонта туристского снаряжения и т. д.
Стоит отметить, что школа с давними традициями организации активных форм ТКД, с постоянно большим количеством юных туристов среди учащихся, способна не только иметь свою МКК, но и вырастить своего туристского заместителя директора и даже директора школы. Но такие случаи единичны, а мы сейчас говорим о системе работы.
Еще одной важной задачей учебной части территориальных центров активных форм ТКД является использование ее кадровой мощи для выравнивания уровня развития выездной работы с детьми в разных частях региона (в разных школах района). Для этого педагогические кадры территориального центра должны использоваться там, где их не больше всего хватает, должны перегруппировываться из района в район, из школы в школу. Это выглядит трудноосуществимым на практике: педагоги задерживаются в тех школах, в которых «оперились», поэтому приходится находить (или готовить) все новых и новых «выездных педагогов», а это не быстрый и трудоемкий процесс. Хотя, все же, возможный.
И наконец, наличие учебной части территориального центра помогаем методистам (членам МКК) территориального центра чаще видеть детей. Им это необходимо, чтобы не превратиться в буквоедов, то есть, в бюрократов.
Отличия в работе МКК от учебных частей центров активных форм ТКД могут зависеть от многих причин, в том числе от внимания, уделяемого центрам их учредителями. Размеры внимания зависят от личных предпочтений людей, работающих в учредительных органах. Люди приходят в органы и уходят из них, поэтому такие причины отличий в работе территориальных центров активных форм ТКД называются субъективными (человеческий фактор). Объективной причиной отличий может быть, например, разница в размерах обслуживаемой территории.
В таких регионах России, как, например, Москва или Санкт-Петербург: густонаселенных регионах, расположенных на сравнительно небольшой территории, «учебные части» центров посредством своих педагогов могут оказывать заметное влияние на уровень развитие активных форм ТКД во всем регионе. Потому что и школы, и учреждение-центр находятся в более или менее ежедневной доступности для педагогов. Но если территория, обслуживаемая центром, обладает большой площадью и неразвитой транспортной сетью, учебная часть центра может работать только на сам центр и ближайшие к нему школы. Зато выездная работа с детьми в этих школах будет вестись еженедельно и потому окажется весьма эффективной. Если перед центром поставлена задача развивать выездные формы работы с детьми на всей обслуживаемой им территории, работа центра может строиться посредством организации многодневных палаточных лагерей в удаленных участках обслуживаемой территории. В палаточных лагерях дети будут проходить подготовку, которую не имели возможности проходить еженедельно в течение учебного года. Правда, если в программе палаточного лагеря не будет похода и последующего представления отчета о нем, не будет в ней и активных форм ТКД. И если занятия туризмом будут начинаться в палаточных лагерях и там же заканчиваться, такие занятия, скорее всего, будут проводиться только в летний период. Это скажется и на уровне развития активных форм ТКД на какой-либо территории, и на штатном расписании территориального центра.
Работа территориального центра активных форм ТКД зависит и от того, насколько популярна его территория у туристов из других районов-регионов России, от рельефа, от рек, от природы его территории. И понятно, что в деятельности территориальных центров будет иметь место еще какая-то территориальная же специфика, территориальные находки или, как принято сейчас говорить, «инновации». Многообразие деятельностей центров активных форм ТКД велико, но в любом случае ядром таких центров будет маршрутно-квалификационная комиссия образовательного учреждения, а вторым ядром – учебная часть. На этих ядрах, возможно, разных диаметров, и покатит центр активных форм ТКД по своей территории.
Значение федерального центра в такой ситуации будет зависеть от эффективности его усилий в области координации деятельности региональных, а через них или напрямую – и муниципальных центров активных форм ТКД. Своей «учебной частью» федеральный центр не охватит Россию, а Москве, как месту нахождения федерального центра, его педагоги-туристы особенно и не нужны. Но лучше, чтобы и федеральный центр вел какую-то работу с детьми, а не только учил жизни взрослых. О причинах этой необходимости мы уже говорили: поближе к детям, подальше от формалистики. Наличие доступного контингента детей облегчает и организацию повышения квалификации педагогов, и апробацию очередных инноваций.
Способы координации деятельности региональных и муниципальных центров активных форм ТКД могут быть следующими:
- Информационное сопровождение
Совершение походов в разных регионах России требует наличия актуальной информации о районах походов. Распространению такой информации способствуют горизонтальные связи центров активных форм ТКД. Информация может представляться «по запросу», но может находиться в свободном доступе на информационных ресурсах центров. К тому же любой деятельности полезна реклама. Фактором, снижающим популярность походов, является то, что их, кроме непосредственных участников, не видит никто: ни родители детей, ни учредители центров. О походах надо напоминать, надо говорить о них постоянно. В такой ситуации информационное сопровождение активных форм ТКД и, в том числе, деятельности центров активных форм ТКД (последнее необходимо, чтобы ни у кого не складывалось впечатление, что детские походы и экспедиции организуются «сами собой») приобретает особенно большое значение. Система информационного сопровождения могла бы базироваться на использовании следующих информационных ресурсов:
- в вацап или телеграм-группе МКК образовательных учреждений публикуются объявления по всему фронту работы МКК, информация о форс-мажорных обстоятельствах в районах проведения походно-экспедиционных мероприятий;
- в группе «ВКонтакте» и/или телеграмм-канале центров размещается информация о текущей обстановке в районах проведения походов и экспедиций, экспресс-анализ результатов походно-экспедиционных мероприятий, рекомендации на основе анализа. Примером такой группы можно считать ВК-группу «МКК образовательных организаций Санкт-Петербурга» https://vk.com/club191445111;
- в зарегистрированном в Роскомнадзоре и Национальном центре ISSN РФ федеральном электронном средстве массовой информации в виде статей, программ и методических рекомендаций осуществляется аналитико-методическое представление лучших практик организации активных форм ТКД. Одного федерального СМИ может хватить для нужд педагогов-туристов России, но редколлегия СМИ составляется из представителей регионов, обеспечивающих наполнение издания методическими материалами. Региональные СМИ могут не набирать необходимого количества актуального материала, а превращать издание в место публикаций статей ради аттестации авторов, это значит отвадить от чтения СМИ потребителя публикуемых материалов. Этот потребитель и так не находится в первых рядах читательского контингента населения нашей страны.
2. Проведение системообразующих многоэтапных (район – регион – федерация) туристско-краеведческих мероприятий
Мероприятия нужны для выявления результативности выездной работы с детьми в масштабах России. Возможность фиксации ее результатов активизирует детей и посредством аттестации педагогических работников влияет на благосостояние взрослых. Системообразующими мероприятиями являлись в прошлом и могли бы оставаться и в будущем:
- Всероссийский многоэтапный конкурс туристско-краеведческих походов и полевых научно-образовательных экспедиций обучающихся (далее – Конкурс). Проводится по видам походов и экспедиций на основании составляемых и представляемых обучающимися письменных и устных отчетов о них. Технология проведения Конкурса достаточно сложна в связи с разнообразием условий его проведения в масштабах страны. На федеральном, региональных, а где-то даже и муниципальных этапах Конкурса устные отчеты могут представляться в форме видеозаписи, с последующей организацией собеседования участников походно-экспедиционного мероприятия с членами экспертно-судейской коллегией (жюри) с помощью прямой видеосвязи. Победители и призеры муниципальных этапов делегируются для участия в региональных этапах и т. д. Конкурс проводится ежегодно, сроки проведения – с февраля по февраль. Подвижка по календарному году происходит по причине необходимости включения в конкурс детских походов, проведенных в ноябре в период осенних школьных каникул. В силу ограниченности штатов федерального и многих региональных центров активных форм ТКД жюри конкурса (экспертно-судейская коллегия соревнований) составляется из членов МКК разных образовательных учреждений.
- Всероссийский многоэтапный слет юных туристов (далее – Слет). Проводится в форме туриады: одновременного прохождения группами обучающихся разных маршрутов с точкой сбора на поляне Слета для представления отчета о проведенных на маршруте исследованиях, включая исследование движения по нему группы. Отчеты представляются обучающимися в устной форме с использованием маршрутных карт и фотоматериалов.
Слет является ежегодным. Школьный, муниципальный, региональный и федеральный (финальный) этапы Слета по всем видам походов за исключением лыжных проводятся летом. Победители регионального этапа участвуют в финальном этапе Слета летом будущего года, потому что за одно лето пройти все этапы Слета группа не успевает.
Слет проводится экспертно-судейской коллегией, составленной из членов МКК образовательных учреждений России.
В силу организационных особенностей (одновременности прохождения маршрутов и очного представления отчетов о походах на поляне Слета) в этапах Слета принимает участие ограниченное количество походных групп. Слет является смотром лучших туристско-краеведческих объединений России.
Слетов может быть несколько: по количеству наиболее популярных видов детских походов и экспедиций.
- Всероссийский конкурс туристско-краеведческих походов и научно-образовательных экспедиций педагогических работников является смотром проведенных в регионах России походно-экспедиционных мероприятий по повышению туристской и педагогической квалификации педагогов-туристов. Описание технологий повышения квалификации не является предметом этой статьи, но если коротко, то туристскую и педагогическую квалификацию целесообразно повышать в едином процессе, а не отдельно туристскую и отдельно педагогическую. Походы и экспедиции педагогических работников целесообразно проводить по канонам технологии ТКД, а оценивание походов и экспедиций – по критериям оценивания походов и экспедиций обучающихся.
Количество походов повышения квалификации, проводимых в настоящее время в регионах России, не позволяет объявить об обязательном проведении региональных и муниципальных этапов конкурса.
Конкурс проводится экспертно-судейской коллегией составленной из членов МКК образовательных учреждений России.
3. Сбор и анализ статистических данных
Формы сбора статистических данных «спускаются» центрам активных форм ТКД учредителями центров и потому могут меняться. Собранные статистические данные передаются учредителям, но не стоит надеяться, что среди специалистов всех органов управления, в нашем случае, — образованием, найдутся специалисты, сведущие в организации активных форм ТКД и потому способные правильно проанализировать и интерпретировать полученную информацию. Практика показывает, что результаты анализа и интерпретация статистических данных далеко не всегда доходят до тех людей, чьими трудами появляются, и собираются данные. В такой ситуации специалистам центров активных форм ТКД уместно самим анализировать и интерпретировать данные, доводить результаты процесса до сведения тех, от кого они данные получили, и надеяться, что их результаты анализа совпадут с результатами анализа, сделанного специалистами органов управления образованием. В противном случае можно потерять рабочее место.
Заключение
В заключении можно сказать многое, но размер статьи и так уже в три раза превысил приемлемый объем статейного материала. То, что написано, представляет собой несколько статей, расположенных на одной оси смысла. Говоря языком художественной литературы, рассказ разросся в повесть. Такое случается, но, чем больше текст, тем меньше шансов, что его кто-то прочтет. Тем не менее…
Не вызывает сомнений, что сегодня происходит очередная перестройка детско-юношеского туризма, в том числе и туризма детских походов. Говорят, все развивается по спирали. Например, сегодня набирает обороты и пробует заниматься походным туризмом Российское движение детей и молодежи. В 30-х годах прошлого века Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (тогда — Центральная детская экскурсионно-туристская станция) уже работал под управлением и Народного комиссариата просвещения РСФСР, и Центрального бюро детских коммунистических организаций ЦК ВЛКСМ [3]. Так что, если «все» действительно развивается по спирали – это нормально. Главное, чтоб не по кругу. Тогда происходящее не будет развитием.
Педагогическая технология туристско-краеведческой деятельности обучающихся, на основе которых строят свою работу описанные в настоящем повествовании центры, никогда в масштабах страны не практиковалась тотально. И в то же время, она является временной технологией. Ее наиболее полное описание было составлено в 70-80-х годах прошлого века [4], но следы технологии ТКД можно обнаружить и в системе занятий с детьми в начале прошлого века, а даже в позапрошлом веке – в технологии проведения прогулок учителей и детей на природе. Так получается потому, что главным занятием детей, независимо от текущего века, остается получение ими образования, а у образования есть вечные цели (подготовка детей к взрослой жизни) и вечные ценности (практикоориентированность такой подготовки). Из юных туристов в начале прошлого и позапрошлого века никто не пробовал делать потребителей туристских продуктов. Важнее было сделать их производителями. Основное дело детей – это учеба. Поэтому описание организационных основ работы территориальных центров детско-юношеского туризма в повествовании дано с опорой на образовательные учреждения. Но меры по обеспечению безопасности детских походов, экспедиций, полевых сборов и лагерей не зависят ни от целей, ни от вида, ни от формы собственности проводящих эти мероприятия организаций. И все дети в нашей стране так или иначе являются обучающимися. Поэтому деятельность МКК образовательных учреждений при наличии необходимых ресурсов и выстроенности отношений могла бы включить в себя организационно-методическое обеспечение всех детских походов, экспедиций и сборов, организуемых на территории нашей страны. Независимо от целей их проведения. Пусть лучше образование возьмет на себя дополнительные функции при наличии дополнительных мощностей, чем будет лишь имитироваться в деятельности не образовательных организаций.
Как оно все пойдет дальше? Проживем подольше – увидим.
Список использованной литературы:
- Общие требования к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий. – Утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. № 702/811.
- Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений Минобразования России. – Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 223.
- Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг./автор-составитель Ю. С. Константинов. — М.: ЦДЮТур, 1998.
- А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТиК, 2001.
- Г. С. Усыскин. Очерки истории российского туризма. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.