Воспитательные программы в активных формах туристско-краведческой деятельности

Губаненков С. М.,

заместитель руководителя федерального ресурсного центра туристско-краеведческой направленности ФГБОУ ДО ФЦДО,

кандидат педагогических наук, Москва

Серебрякова Ю. М.,

методист высшей категории

Городской станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург

Превью

I

В обществе меняются условия жизни, но не меняются цели образования: научить детей быть успешными, живя в том обществе, в котором им придется прожить.

Изменения жизни в обществе в основном связаны с техническим
и технологическим прогрессом. Неизменно ценным в обществе остается умение людей взаимодействовать с другими людьми.

Уже не меньше двух, а где-то и трех тысячелетий наше общество основано
на разделении труда, но разделенному труду в продукте нужно уметь придать известную целостность, а потом еще и гармонично употребить этот продукт.

Вечной целью образования является научить детей жить, вечной ценностью образования является обучение взаимодействию.

Образование – это обучение и воспитание в неразделимом единстве, и если
с помощью обучения подрастающему поколению передаются знания и умения,
то с помощью воспитания – нравственные ценности и стереотипы общественно приемлемого поведения. Воспитание многообразно, существуют разные классификации воспитательных методов, но в силу вечных целей и вечных ценностей образования наиболее эффективными его методами являются методы, предполагающие организацию деятельности обучающихся и формирования у них опыта поведения в ней.

Большое значение имеют и методы стимуляции поведения. Вербальные, визуальные методы, направленные на достижение изменений сознания обучающихся,
в свете необходимости обретения способностей к социальному взаимодействию уступают в эффективности методам организации деятельности. По всему получается, что педагогам в их воспитательной работе с обучающимися необходимо организовать совместную деятельность обучающихся, стимулировать к ней, а в ней – к социально приемлемому поведению, применяя по ходу дела и вспомогательные – вербальные и визуальные – методы воспитания.

Трендом сегодняшней педагогики является воспитание. Запомним это
и продолжим разговор о ее вечных целях и ценностях.

II

Детскому туризму, как системе образования в России, насчитывается больше ста лет. Его основной педагогической технологией является технология туристско-краеведческой, сразу подчеркну – совместной деятельности детей в процессах подготовки, проведения и подведения итогов желанных им путешествий. Путешествия привлекают детей и будут привлекать их всегда. Стремление к путешествиям, тяга к перемене мест укоренены в природе человека возможно с тех самых пор, когда все человечество вело кочевой образ жизни.

Технология туристско-краеведческой деятельности, описанная – заметьте, описанная, то есть не изобретенная, а извлеченная из педагогической практики
и осмысленная в этом извлечении – в прошлом веке доктором педагогических наук Александром Александровичем Остапцом-Свешниковым, в своих главных чертах
и закономерностях является разновидностью технологии коллективных творческих дел, предложенной другими учеными. Чтобы быть эффективным, творческий процесс должен захватывать, увлеченность детей туристско-краеведческой деятельностью обуславливается их стремлением к перемене мест, стремлением к новизне, у каких-то детей – возрастной, у других – пожизненной.

Технология ТКД-КТД является сложной комплексной технологией, в которую входят элементы технологий:

•       свободного воспитания,

•        природосообразного воспитания,

•        технологии сотрудничества,

•        гуманно-личностной технологии,

разработанных такими педагогами, как, например, Лев Толстой, Монтессори, Шацкий, Макаренко, Амонашвили. Из всех классификаций методов воспитания, наиболее популярной остается классификация методов, предложенная доктором педагогических наук, Галиной Ивановной Щукиной, и в этой классификации методам организации деятельности отводится ведущее место.

В процессе подготовки, проведения и подведения итогов своих путешествий дети должны быть максимально самостоятельными – самостоятельными на верхней границе своей «зоны ближайшего развития» (термин предложен Л. С. Выготским). Тот туризм, которым занимаются дети, некогда назывался и продолжает оставаться самодеятельным туризмом. Определение границ зоны ближайшего развития юных путешественников базируется на использовании классификации путешествий по категориям сложности
их маршрутов, но стоит обратить внимание, что в реальном процессе педагоги должны определять не сложность маршрута, а сложность путешествия по нему (в случае проведения туристско-краеведческой экспедиции — сложность программы экспедиционных исследований). Термин «категория сложности» применяется в спорте (спортивном туризме), но одновременно – применительно к походам, а не маршрутам – является категорией педагогики и категорией безопасности.

Чудес на свете, к сожалению, не бывает. Чтобы быть эффективным, образовательный процесс должен быть длительным, и здесь современный тренд ориентации на реализацию краткосрочных образовательных программ, обеспечивающую массовость, но далеко не так хорошо обеспечивающую эффективность образования,
не стыкуется с технологией туристско-краеведческой деятельности, ориентированной
на неоднократное совершение юными путешественниками многодневных походов
и экспедиций. Зато с трендом воспитания технология активных форм туристско-краеведческой деятельности стыкуется едва ли идеально.

III

О методах стимуляции поведения. В путешествии правильное поведение путешественников стимулируется притягательностью путешествия и необходимостью его благополучного совершения. Но многодневные путешествия в циклах туристско-краеведческой деятельности хоть и являются циклообразующими мероприятиями,
но занимают относительно небольшую продолжительность цикла. Путешествия еще нужно дождаться, итоги его подвести (уже в процессе ожидания следующего путешествия).
Но и в начальной и в конечной частях туристско-краеведческого цикла, находится место событиям, стимулирующим формирование опыта социального (производственного
и бытового) поведения. Эти события – соревнования. Соревнования на контрольных туристских маршрутах, проводимые в начальных фазах туристско-краеведческих циклов
и являющиеся проверкой готовности групп к совершению планируемых путешествий,
и соревнования походов и экспедиций, завершающиеся в заключительных фазах циклов. Проведение соревнований стимулирует активность детей и дает возможность педагогам путем сравнения оценить эффективность их усилий по обучению и воспитанию своих подопечных. Соревнования на контрольных маршрутах, походы и экспедиции, соревнования походов и экспедиций являются воспитательными мероприятиями (в методах организации деятельности) и на этом основании вписываются в рабочую программу воспитания, создавая несущий каркас этой программы. Рабочая программа воспитания – это новый тренд, новый формат педагогического труда (совместного труда педагогов
и обучающихся), в который легко вписывается классическая и едва ли не «вечная» технология активных форм туристско-краеведческой деятельности.

IV

Еще одним трендом и форматом труда педагогов является организация проектной деятельности обучающихся. И педагоги-туристы здесь «на коне». В процессе подготовки отчета о путешествии – похода или экспедиции – обучающиеся (уместнее было бы называть их воспитанниками) осмысляют полученный в путешествии жизненный опыт,
но одновременно производят продукт, который является продуктом их собственной совместной проектной деятельности. Маршрут, разработанный и пройденный юными путешественниками, а точнее, проверенное и понимаемое описание этого маршрута, являются продуктами походной проектной деятельности. Результаты полевой экспедиционной деятельности, решающие задачу, корректно и внятно сформулированную в процессе подготовки экспедиции, являются продуктом экспедиционной проектной деятельности. Конкурсы продуктов проектной деятельности юных путешественников, стимулирующие их работу над проектами, также являются воспитательными мероприятиями. И на этом основании они могут заноситься в рабочую программу воспитания юных путешественников, над адекватной моделью которой сегодня ломают голову многие педагоги-туристы – педагоги туристско-краеведческой, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической направленностей дополнительного образования и просто школьные учителя-предметники, практически поголовно являющиеся классными руководителями и, на этом основании,
не чурающиеся воспитательной работы со своими учениками.

Ну вот. Если кому-то понятно все, что сказано в превью, и с пониманием этого он способен приступить к составлению рабочей программы воспитания юных путешественников, он может прекратить дальнейшее чтение и заняться другими делами. Тому, у кого остались вопросы, следует набраться терпения и приступить к изучению текста.

О целях, технологиях и группах методов воспитания

Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. В методологии оно трактуется как процесс общественно-исторический:
с изменениями в обществе происходят и коренные преобразования в воспитании,
и, наоборот, прогрессивные идеи и передовая практика воспитания способны оказывать существенное влияние на характер и динамику развития общественных отношений
и процессов в будущем.

Назначение воспитания — передача социокультурных ценностей и накопленных знаний о жизни от поколения к поколению, формирование критериев оценки окружающей жизни, разностороннее развитие личности. Известно емкое изречение С. Т. Шацкого: «Научить ребёнка считать очень просто… Наша методическая наука достигла в этом совершенства. Но главное заключается в том, чтобы с этим умением считать человек
не стал обсчитывать». В этом весь смысл воспитания, в этом и сложность процесса.

Трансляция ценностных ориентаций от поколения поколению – это трансляция сложной системы взаимосвязанных ценностей, выступающей регулирующим механизмом принятия решений, обуславливающей поведение индивида, определяющей перспективы развития личности. На каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций,
а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность,
в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.

Исходя из цели и стратегических задач воспитания, можно рассматривать детский туризм как феномен социально-культурной деятельности, позволяющий решать задачи воспитательного воздействия и достигать цели воспитания в целом. Социально-историческая обусловленность становления и развития воспитательной системы туризма основана на интеграции культурного наследия, природно-рекреационного потенциала
и личностно-ориентированного системно-деятельностного подхода к воспитанию.

Теоретические основы воспитания средствами туризма разрабатывались в ходе философских и психолого-педагогических исследований А. И. Арнольдова [7],
В. И. Андреева [5], М. М. Бахтина [8], З. И. Васильевой [9], С. И. Гессена [11], B. И. Гинецинского [13], В. П. Зинченко [18], A. B. Зосимовского [20], Т. Е. Конниковой [27], К. В. Кулаева [29], O. E. Лебедева [32], Г. Л. Тульчинского [48, 49] и др. По нашему мнению, ключевую роль
в понимании этих основ может играть понятие «поступок», на мировоззренческий потенциал которого в последней четверти прошлого века обратил внимание М.М. Бахтин [8]. Его подход ставит в центр внимания гуманитарного знания и философии мир человека как мир поступков. Предпринимая поступок, человек осуществляет выбор и, каждый раз, определяет свою собственную судьбу. Он вырабатывает сознательное решение, то есть отчетливо представляет себе цели своих действий, их ожидаемый результат и последствия. Поскольку воспитание должно формировать требуемый тип поведения, постольку
не убеждения личности, а поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности, приводящей к получению определенного опыта общественного поведения, рассматривается как сердцевина воспитательного процесса.

Говоря о поступке и его месте в системе жизнедеятельности, можно говорить
о следующих формах человеческой активности [48]:

  1. Непроизвольные действия или акты — биологически рефлекторные реакции на предметные ситуации в окружающей среде.
  2. Занятость — социально значимая деятельность, мотивируемая внешними
    по отношению к личности социальными факторами, регулируемая ими
    и воспроизводящая их.
  3. Сознательный (волевой) поступок — социально значимая деятельность, мотивируемая самою личностью на основе осознанных решений относительно целей, путей и средств их достижения.

Эти три вида активности являются простыми, базовыми. Из них складываются другие, сложные и комплексные виды активности.

  1. Поведение — как система активностей в различных сферах жизнедеятельности конкретного человека.
  2. Творчество — как комплексная форма активности с доминирующей ролью поступков, имеющая предметный характер, т. е. реализующаяся в определенной сфере жизнедеятельности. При этом непроизвольная активность играет иногда существенную роль, но в конечном позиционировании и презентации творчество предстает поступком.
  3. Игра — также комплексная форма активности, в которой поступок играет если не подчиненную, то равную роль с другими формами активности.
  4. Деятельность — как целостность поведения в различных, сферах: трудовой, семейной, общественной жизни, досуге.

Уже из такой предварительной систематизации видно, что поступок занимает
в социальной активности человека исключительно важное место. Именно в нем реализуется нравственный потенциал личности.

Как социокультурный феномен детский туризм многогранен и может использоваться очень по-разному. Наибольший воспитательный эффект в туризме дают воспитательные технологии, в которых личность воспитуемого является приоритетным объектом и субъектом развития, а не средством достижения какой-либо поставленной цели, будь то выполнение научного исследования или норматива спортивного разряда.
К числу таких технологий относятся:

  • технология свободного воспитания, которая делает акцент
    на предоставление личности свободы выбора (свободы поступка) и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности (JI.H. Толстой [47]);
  • технология природосообразного воспитания, использующая методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития личности воспитуемого (A. M. Кушнир [30], М. Монтессори [36]);
  • гуманно-личностная технология, пропагандирующая идеи всестороннего уважения и любви к личности, веру в творческие силы человека, отсутствие педагогического принуждения (Ш. А. Амонашвили [2]);
  • технология сотрудничества (С. Т. Шацкий [53], В.А. Сухомлинский [45], Л. В. Занков [17], И. П. Иванов [21], Е. Н. Ильин [25], Г. К. Селевко [43] и др.), технология коллективных творческих дел (И. П. Иванов [22], Ф.Я. Шапиро), представляющая из себя систему философских взглядов, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, применение которой направлено на раскрепощение личности, образование гражданского самосознания, развитие способностей к социальному творчеству;
  • и наконец, технология туристско-краеведческой деятельности обучающихся (A. A. Остапец-Свешников [42]), включающая в себя элементы всех названных технологий, но разработанная для реализации на определенном образовательном материале. Этой технологией в неразрывное целое объединяются два воспитательных элемента: туризм, как движение по маршруту, требующее определенных усилий, совершения определенных поступков, и краеведение, как деятельность, направленная на чувственное восприятие и изучение края, также предполагающая реализуемое
    в поступке осуществление выбора (например, выбора между «знать» и « не знать»),
    но приводящая к развитию тех качеств личности, которые не развиваются посредством передвижения по маршруту и даже посредством межличностного взаимодействия, необходимого для этого передвижения. В процессе туристско-краеведческой деятельности в составе развивающегося коллектива, осуществляется всестороннее развитие личности, ее мировоззренческих установок и способностей к организации жизнедеятельности в гражданском обществе.

Технология туристско-краеведческой деятельности (ТКД) базируется на создании воспитательных ситуаций, приводящих воспитанников к необходимости осуществления сознательного выбора действия, к необходимости поступка. Моделирование воспитательных ситуаций в процессе ТКД включает в себя постановку задач воспитательного процесса и разработку процесса их решения. Постановка задач при этом, определяется:

  • анализом целей воспитания и имеющихся в ТКД средств для их достижения;
  • определением индивидуально-педагогических подходов к воспитанникам через рефлексию их поведения;
  • учетом психических и физиологических особенностей воспитанников,
    в том числе, разумеется, особенностей возрастного развития.

Основными направлениями воспитания в системе активных форм туристско-краеведческой деятельности являются:

  • воспитание физически развитой, здоровой, жизнеспособной личности;
  • воспитание гражданственности, как способности к эффективному социальному взаимодействию в условиях гражданского общества;
  • воспитание патриотизма, как любви к краю, в котором – в процессе совершения путешествий – происходило гражданское становление личности;
  • экологическое воспитание, как воспитание бережного отношения к природе, окружающим, самому себе в экологическом единстве существования;
  • воспитание этических и эстетических качеств личности через восприятие природы мест и культуры жителей районов совершения путешествий.

Чёткое определение цели и стратегии организации воспитательного процесса, помогает выстроить систему тактических задач и составить план воспитательной работы. Любая воспитательная технология представляет собой установленные соотношения (комбинации) применения тех или иных воспитательных методов и приемов. В современной педагогике осуществлено много попыток классификации методов воспитания.
В воспитательной технологии активных форм туристско-краеведческой деятельности приоритетными являются методы организации деятельности и формирования опыта поведения (И. Т. Огородников [39], Г. И. Щукина [55], Т. А. Ильина [26]). Мнение об их повышенной эффективности базируется на изречении, приписываемом Конфуцию: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Правда, в этом изречении вместо предложения «дай мне сделать – и я пойму» иногда используется предложение «вовлеки меня – и я пойму». Кроме методов организации деятельности этот вариант изречения предлагает использование методов стимуляции поведения, выделяемых названными учеными в отдельную классификационную группу и широко применяемую организаторами туристско-краеведческой деятельности обучающихся. Используемая классификация методов опирается на характеристики, включающие
в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны воспитания. Классификацией выделяется также группа методов «формирования сознания». Неоспоримо, что «бытие определяет сознание», но бытию в этом определении стоит помочь и другими методами воспитания.

Организация деятельности и формирование опыта поведения — это организация туристско-краеведческой деятельности, осуществляемой совместными усилиями воспитанников и педагогов в условиях максимально возможной самостоятельности воспитанников. Туристско-краеведческая деятельность имеет цикличный характер,
в каждой фазе которого имеется свой стимулирующий поведение компонент. В фазе подготовки путешествия таким компонентом являются соревнования на контрольных маршрутах, определяющие уровень готовности участников ТКД к путешествию. Путешествие, как центральная фаза и одновременно пик цикла стимулирует поведение, как в процессе предощущения путешествия, так и в процессе его совершения. Осмысление опыта совершения путешествия (социального опыта) организуется в форме участия в соревнованиях походов и экспедиций, активизирующих путешественников
в завершающей фазе цикла. Дополнительным, стимулирующим поведение, методом является представление цикла как реализации проекта. Продуктом проектной деятельности оказывается составленный, пройденный и описанный маршрут, который,
по итогам осмысления опыта совершения путешествия, может быть предложен группам определенного уровня подготовленности. Комплекс экспедиционных исследований, направленный на решение задачи той или иной степени социальной значимости, в виде продукта предлагает возможность использования решения этой задачи для достижения какой-либо цели. Метод проектов по определению ориентирован на самостоятельную деятельность участников реализации проекта — индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного времени. Все это присутствует в ТКД, определяя
ее эффективность. Появление реализуемых продуктов проектной туристско-краеведческой деятельности доказывает наличие у ее участников личностных качеств,
без проявления которых получение продукта деятельности было бы невозможным,
и на развитие которых была нацелена осуществленная деятельность.

Идея целостности воспитательного процесса в технологии активных форм туристско-краеведческой деятельности осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Особая актуальность такого подхода обусловлена проявившейся за последнее десятилетие негативной тенденцией — рассматривать воспитание и в теории, и на практике, как сумму частных процессов.
В каждом процессе упор делается на формировании отдельных личностных качеств воспитанника. Задача гармонизации всестороннего личностного развития уходит
на второй план, а может в суете педагогической повседневности и вовсе не ставиться. Применение технологии активных форм туристско-краеведческой деятельности обеспечивает возможность всестороннего развития личности и, одновременно, гармонизирует это развитие, приводя личность к цельности. И как бы мы ни увлекались решением отдельных конъюктурно важных проблем развития личности, гармоничность
ее развития считалась в прошлом и считается в настоящем одной из важнейших целей образования.

Городская станция юных туристов ГБОУ «Балтийский берег» на протяжении двадцати лет реализует комплексную воспитательно-обучающую программу, средствами активных форм туристско-краеведческой деятельности решающую задачи гармоничного и всестороннего развития обучающихся, что дает им возможность быть успешными
в их будущей жизни. Рабочие программы воспитания составляются педагогами Городской станции юных туристов с опорой на мероприятия циклов туристско-краеведческой деятельности: на походы, на экспедиции, на контрольные до и после походов и экспедиций мероприятия, — обеспечивающие успешное применение перечисленных в этой статье методов воспитания.

Составление рабочих программ воспитания

В соответствии с Технологическим регламентом оказания государственной услуги в сфере дополнительного образования «Реализация дополнительных общеразвивающих программ (туристско-краеведческой направленности)», утвержденным распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 17.05.2019 г. № 1416-Р, образовательная программа Городской станции юных туристов может реализовываться в течение 7-9 лет
с ежегодным циклом в 44 недели. Это позволяет педагогу вести планомерную воспитательную работу с обучающимся на протяжении практически всего периода становления его личности и включать в состав образовательного процесса летние походы и экспедиции.

Как известно, учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа,
но летние циклы туристско-краеведческой деятельности, начинающиеся весной одного учебного года, завершаются в новом учебном году. Продолжительность образовательного процесса, организуемого в активных формах туристско-краеведческой деятельности, удобнее было бы исчислять в календарных годах, как, к слову происходит
при планировании финансовых затрат на его организацию.

Год образовательной деятельности обучающихся по программе включает в себя не менее двух экспедиционно-походных циклов, но чаще – три-четыре цикла:

  • зимне-весенний — с циклообразующим походом на мартовских школьных каникулах;
  • летний (летние) цикл — с походом или экспедицией на летних школьных каникулах;
  • осенне-зимний — с циклообразующим мероприятием на осенних школьных каникулах.

Циклы начинаются с подготовки похода или экспедиции, включают в себя проверку готовности к планируемому мероприятию, происходящую в природной среде, включают совершение похода или экспедиции и подведение итогов проведенного экспедиционно-походного мероприятия. Проверки на местности организуются в форме проведения соревнований на контрольном туристском маршруте, подведения итогов оформляются
в результаты в процессе соревнований походов и экспедиций и в процессе представления результатов проектной деятельности обучающихся. Соревнования лыжных походов завершаются в апреле учебного года, в котором был совершен лыжный поход. Чаще всего лыжные походы совершаются в марте, но и проведение январских каникулярных походов возможно. Соревнования походов и экспедиций осенне-зимнего цикла завершаются
в декабре, завершение соревнований летних экспедиционно-походных мероприятий может растягиваться на три месяца, с октября по декабрь: летних мероприятий может быть много, и они разные. Объединение обучающихся, совершившее экспедицию в июне-июле, в августе может отправиться в дальний горный поход, соревнования которых закончатся
в октябре. А экспедиции совершаются и в ноябре, поэтому завершение соревнований экспедиционных походов, как правило, завершаются в первый месяц зимы.

Каждый цикл в году оказывается сложнее соответствующего цикла предыдущего года. Усложнение циклов достигается усложнением цикло-образующего экспедиционно-походного мероприятия, для успешного совершения которого обучающиеся (воспитанники) должны продемонстрировать все более сложные и разнообразные навыки гражданского взаимодействия, более развитую способность к интеллектуальному творчеству, все более высокую нравственность, не дающую сбоев ни при каких обстоятельствах. Уровень успешности проведенных походов и экспедиций определяется
в процессе соревнований экспедиционно-походных мероприятий и подтверждается
в конкурсе проектных работ. Проведение соревнований и конкурсов позволяет не только проанализировать проведенное экспедиционно-походное мероприятие, но и сравнить
его успешность с успешностью других мероприятий, проведенных другими объединениями обучающихся. Это важно не только и не столько для судей-экспертов или членов жюри,
это важно для самих участников соревнований и конкурсов в первую очередь.

Уровень успешности деятельности каждого из участников экспедиционно-походного мероприятия определяется посредством технологии, разработанной специалистами Городской станции юных туристов и ставшей победителями городского конкурса моделей учета внеучебных достижений учащихся [50, с. 48-73].

Походы и экспедиции позволяют максимально успешно применять наиболее эффективные методы воспитания — методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Но воспитательные задачи решают и соревнования на контрольных маршрутах, в форме которых проводятся проверочные к походам – мероприятия. Наряду с основными в походах методами воспитания в соревнованиях на контрольных маршрутах, как и в соревнованиях походов и экспедиций эффективно используются методы стимуляции поведения. Все эти мероприятия вносятся в составляемые педагогами Городской станции юных туристов рабочие программы воспитания как опорные мероприятия, обеспечивающие системность воспитательной работы с обучающимися. Кроме названных – опорных – мероприятий в рабочую программу воспитания могут вноситься участия в конкурсе проектных работ, а также и другие мероприятия, нацеленные на изменения в сознании обучающихся. Такие мероприятия в большом количестве предлагаются обучающимся Санкт-Петербурга всевозможными правительственными учреждениями и общественными организациями региона и целой России. Но стоит помнить, что замещение ими походов и экспедиций и имеющих к ним отношение соревнований существенно понижает общую эффективность воспитания и лишает воспитательный процесс целостности, необходимой для обеспечения гармонизации
и всестороннего развития личности обучающихся.

Пример рабочей программы воспитания с включенными в нее опорными воспитательными мероприятиями приводится в приложении к настоящей статье. Отсутствие этих мероприятий в рабочей программе, как уже говорилось, укажет одновременно на нерешенность задач воспитания и на неполную реализацию образовательной программы, составленную в соответствии с требованиями утвержденного технологического регламента, о котором мы говорили.

Приложение

Опорная рабочая программа воспитания

туристско-краеведческого объединения обучающихся (активные формы)

на третьем году обучения

Наименование мероприятияСрокиРезультат участияВоспитательный результат
Участие в соревнованиях на приключенческом контрольном маршрутеСентябрьДопуск к походу, место в итоговом протоколе соревнований не ниже пятого Повышение уровня межличностного взаимодействия
в социуме походной группы
Экспедиционный пешеходный поход по маршруту I категории сложности (маршрутная экспедиция)Октябрь — ноябрьПолное прохождение маршрута и выполнение комплекса экспедиционных исследованийСовершенствование навыков (гражданского) взаимодействия в экспедиционно-походном социумеЛюбовь к Родине: успех экспедиции, гарантирующий положительные эмоции; краеведческий компонент: история и эстетика Горного КрымаСоциальная адаптация средствами профессиональной ориентации: организация активного туризма в районе совершения путешествии
Участие в городских соревнованиях пешеходных походов 
I категории сложности
ДекабрьМесто в первой пятерке участников соревнований в номинации  «пешеходные походы I категории сложности»Совершенствование навыков интеллектуального творчества, осмысление опыта поведения, сравнительный анализ навыков гражданского взаимодействия
Участие в городских соревнованиях маршрутных экспедицийДекабрьМесто в первой пятерке участников соревнований в номинации  «маршрутные экспедиции»Совершенствование навыков интеллектуального творчества, осмысление опыта поведения
и  профориентационных аспектов экспедиции, сравнительный анализ навыков гражданского взаимодействия
Участие в соревнованиях на лыжном контрольном туристском маршрутеФевральДопуск к походу, место в итоговом протоколе соревнований не ниже пятогоПовышение уровня межличностного взаимодействия в социуме в экстремальных погодных условиях
Лыжный поход I категории сложностиМартПолное прохождение маршрута, выполнение комплекса маршрутных исследованийСовершенствование навыков (гражданского) взаимодействия в социумеЛюбовь к Родине: успех похода, гарантирующий положительные эмоции, краеведческий компонент: истории освоения Кольского полуостроваСоциальная адаптация средствами профессиональной ориентации: условия изучения лавинной опасности
Участие в городских соревнованиях лыжных походовАпрельМесто в первой пятерке участников соревнований в номинации «лыжные походы I категории сложности»Совершенствование навыков интеллектуального творчества, осмысление опыта поведения
и  профориентационных аспектов похода, сравнительный анализ навыков гражданского взаимодействия
Участия в городских соревнованиях на горном контрольном маршрутеАпрельДопуск к походу, призовое место в соревнованияхПовышение уровня межличностного взаимодействия в социуме на сложном (экстремальном) рельефе
Участие в соревнованиях на пешеходном контрольном маршрутеМайДопуск к походу, место в итоговом протоколе соревнований не ниже пятогоПовышение уровня межличностного взаимодействия в социуме в сложном графике взаимодействия на сложном рельефе
Пешеходный поход II  категории сложностиИюльПолное прохождение маршрута, выполнение комплекса маршрутных исследованийСовершенствование навыков (гражданского) взаимодействия в сложных условиях осуществления деятельностиЛюбовь к Родине: успех похода, гарантирующий положительные эмоции, краеведческий компонент: истории промышленного освоения Кольского полуостроваСоциальная адаптация средствами профессиональной ориентации: стилистика геологических
и других естественнонаучных полевых экспедиций
Горный поход первой категории сложностиАвгустПолное прохождение маршрута, выполнение комплекса маршрутных исследованийСовершенствование навыков (гражданского) взаимодействия
в сложных условиях осуществления деятельностиЛюбовь к Родине: успех похода, гарантирующий положительные эмоции, краеведческий компонент: геополитическая история Северного КавказаСоциальная адаптация средствами профессиональной ориентации: организация деятельности поисково-спасательных подразделений МЧС РФ и погранслужбы ФСБ РФ

Комментарии

  1. В течение учебного года объединением обучающихся запланировано совершение четырех экспедиционно-походных мероприятий: в осенние, весенние и летние (два похода) каникулы, и соответствующие количества контрольных мероприятий в начале и в конце туристско-краеведческих циклов.
  2.  Совершение похода в межсезонье (ноябрь, Крым) становится возможным после совершения летнего похода аналогичного уровня сложности в предыдущем учебном году.
  3. В соревнованиях пешеходных походов первой категории сложности объединение принимает участие походом, совершенным летом прошлого учебного года.
  4. В определении планируемых мест в соревнованиях на контрольных маршрутах и соревнованиях походов и экспедиций учитывается обычная конкуренция
    в номинациях.
  5. В число опорных мероприятий не внесены конкурсы проектов обучающихся. Продукты реализации экспедиционно-походных проектов – описания маршрутов походов, могущих быть рекомендованными к прохождению группам определенного уровня подготовленности, и результаты экспедиционных исследований, решающих определенную задачу той или иной социальной значимости, поставленную перед началом исследования – могут представляться по результатам любого успешно завершенного экспедиционно-походного мероприятия. Процесс создания этих продуктов позволяет усилить эффективность работы в области гражданского воспитания (развитие способностей
    к социальному взаимодействию) и в области социальной адаптации средствами профориентации.  Степень эффективности этой работы определяется степенью успешности участия проектов соответствующих номинациях конкурса.  Но следует обратить внимание, что возможный отрыв конкурсов проектных работ от содержания экспедиционно-походных мероприятий приведет к изменению их воспитательной эффективности или уведет обучающихся в другую содержательную область образования, имеющую малое отношение к активным формам туристско-краеведческой деятельности.

В заключении стоит добавить, что активные формы ТКД кроме эффектов образования (воспитания и обучения) имеют и эффекты оздоровления. Но отрывать одно (оздоровление) от другого (образования) кардинально не верно. Во-первых,
без оздоровления на длинной дистанции не достигнешь цели всестороннего развития личности, а во-вторых, крылатое выражение «в здоровом теле – здоровый дух» указывает на тесную связь оздоровления с духовным воспитанием личности.

Список литературы

  1.  Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997.
  4. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.: Московское городское педагогическое общество, 1999.
  5. Андреев В.И. Педагогика// Учебный курс для творческого саморазвития — Изд.4. Казань, 2012.
  6. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости//Монография/ Казань, 2015.
  7. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. М.: НИЦ МГУК, 1999.
  8. Бахтин М. М. К философии поступка.// Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. — М., 1986.
  9. Васильева З.И. На пути к обновлению теории и методики нравственного воспитания учащихся (60-70-е годы XX века): педагогическое исследование. СПб.: Химиздат, 2002.
  10. Выготский Л. С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – (Антология гуманной педагогики).
  11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию (1923)
  12. Гессен С.И. Философия наказания («Логос», 1912—1913).
  13. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: СПбГУ, 1992.
  14. Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л.В. Занкова /П. Горностаев // Воспитание школьников. — 2002. — № 3.
  15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008.
  16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. –  М.: Академия, 2004.
  17. Занков Л. В.  Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999.
  18. Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева).
  19. Зинченко В.П. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977, № 7 (соавт. М.К. Мамардашвили).
  20. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. Москва, 2011.
  21. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992.
  22. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989.
  23. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педагогика, 1982.
  24. Ильин E.H. Искусство общения. — М., 1982.
  25. Ильин E.H. Путь к ученику. — М., 1988.
  26. Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984.Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной. — М., 1978.
  27. Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. — М.: Просвещение, 2000.
  28. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК. 2006.
  29. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание пути преемственности. — М.: Знамя, 1986.
  30. Кушнир A.M. Педагогика грамотности // Школьные технологии. — 1996. №4-5.
  31. Лебедев О.Е. Качество — ключевое слово современной школы [Текст]/ О.Е. Лебедев. – СПб.: Просвещение, СПб. фил., 2008.
  32. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами [Текст]: Пособие/ О.Е. Лебедев; Ком. образования Администрации Новгор. обл, Ин-т непрерыв. пед. образования НовГУ, Новгор. регион. Центр развития образования. — Великий Новгород: НРЦРО, 1998.
  33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1977.
  34. Лонгитюдное исследование // Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.И. Добренькова – М.: Гардарика, 1998.
  35. Макаренко А.С. О воспитании. —  М.: Издательство политической литературы, 1988.
  36. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. 1995. — № 4.
  37. Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ, 2010.
  38. Образовательность и безопасность в детском туризме / Под ред. Губаненкова С. М. – СПб.: ИД «Петрополис», 2013.
  39. Огородников И.Т. Педагогика. Учебник для педагогических институтов, М., 1954 (совм. с П. Н. Шимбиревым)
  40. Вопросы повышения эффективности урока. Под ред. И.Т. Огородникова, т. 1 — 3, М., 1959.
  41. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б. Михалевской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  42. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТиК,  2001.
  43. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 2016.
  45. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1979-1980.
  46. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003.
  47. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16.
  48. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л.: ЛГУ, 1986.
  49. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л.: ЛГУ, 1990.
  50. Туристско-краеведческая деятельность вчера и завтра / Материалы пленарного заседания Всероссийской педагогической конференции «Смотры-конкурсы походов и экспедиций в отечественной системе образования» 8-10 декабря 2015 года. СПб.: «Арт-Экспресс», 2015.
  51. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. Т. 2. М.: Педагогика, 1988.
  52. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. — М., 1984.
  53. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
  54. Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М.: Просвещение, 1989.
  55. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1986.
Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31