Обновление программ подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности: обучение мерам пожарной безопасности
Лепина Наталья Аркадьевна,
методист, педагог-организатор
Городского центра патриотического воспитания,
профилактической работы и кадетского образования
ГБНОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
Пожар в доме – это разрушительное событие, на которое вы никогда не рассчитываете. Многие пожары в домах возникают из-за того, что дети неправильно эксплуатируют бытовые приборы, забывают их выключать из розетки, а также играют с пожароопасными предметами, особенно зажигалками и спичками. Принятие разумных мер предосторожности дома и обучение школьников мерам пожарной безопасности и как вести себя при пожаре, может помочь уберечь от такого рода несчастий.
В настоящее время обучение мерам пожарной безопасности в школах осуществляется в рамках предметов «Окружающий мир» в начальной школе и «Основы безопасности и защиты Родины» в средней и старшей школе. Помимо изучения тем по пожарной безопасности в рамках программ начального, среднего и полного общего образования, обучение школьников мерам пожарной безопасности осуществляется в процессе внеурочной деятельности, включающей разнообразные профилактические мероприятия и ежеквартальные тренировки по эвакуации из здания школы.
С 2023 года обновляются подходы и содержание подготовки российских школьников в области безопасности жизнедеятельности. Согласно Федеральному закону от 19.12.2023 № 618 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», п. 6.3. – «обучение детей мерам безопасности должно осуществляться во всех школах страны на основе федеральных рабочих программ по единым учебникам» [1].
С 1 сентября 2023 года обучение детей безопасности жизнедеятельности осуществляется во всех российских школах по единым федеральным рабочим программам. В рамках учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе темы, связанные с пожарной безопасностью, должны изучаться с 1 по 4 класс в тематическом разделе № 3 «Правила безопасной жизнедеятельности». Программой предусмотрено изучение правил безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами [2, c. 5].
В результате анализа текста федеральной программы было выявлено, что вопросы пожарной безопасности отдельно выделены и предусмотрены к изучению только в третьем классе в разделе 3.2, в формате практической работы по теме «Рассматривание знаков» и ситуационных заданий на анализ ситуаций «Что может произойти, если…» [1, c. 45]. Иных тем и вопросов в области пожарной безопасности в тематическом плане и программе не выявлено. Безусловно, для детей начальной школы данного объема знаний недостаточно.
В средней школе вопросы пожарной безопасности предусмотрены для изучения школьниками в 8 и 9 классах в рамках модуля № 2 «Безопасность в быту» [3, c. 10].
Они включают такие темы как:
- пожар и факторы его развития;
- условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия;
- приёмы и правила оказания первой помощи;
- первичные средства пожаротушения;
- правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения;
- права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Практический опыт подготовки школьников в области пожарной безопасности, накопленный сотрудниками МЧС России, ВДПО и специалистами, реализующими программы «Школа безопасности», показывают, что формирование устойчивых знаний и практических навыков в области пожарной безопасности у детей возможно при условии системных занятий, включающих такие темы как: меры пожарной безопасности в быту, правила поведения при пожаре, эвакуация, пожарная безопасность на природе, пожароопасные предметы и средства пожаротушения, особенности работы пожарных и спасателей [4-7]. Изучение этих тем необходимо для предупреждения шалостей детей с огнем и пожароопасными предметами, формирования навыков безопасной эксплуатации электроприборов и пожароопасных предметов, а также формирования понимания и навыков действий в условиях возгорания. Практическое обучение школьников пожарной безопасности в настоящее время фактически осуществляется в рамках внеурочной деятельности и профилактических мероприятий, которые проводятся сотрудниками ГПС МЧС России, ВДПО и других организаций.
Практика обучения школьников мерам пожарной безопасности показывает положительный опыт применения следующих форм обучения:
- обучающие спектакли с героями детских художественных произведений;
- экскурсии в пожарные части, в том числе виртуальные;
- чтение художественных произведений;
- рассматривание наглядных материалов (плакатов, презентаций);
- беседы на темы пожарной безопасности;
- использование фольклора в обучении мерам пожарной безопасности;
- игровая деятельность на темы безопасности: ситуационные игры, командные игры, квесты, игры по станциям;
- встречи с сотрудниками пожарной охраны и ветеранами противопожарной службы.
В настоящее время продолжается обновление содержания образовательных программ для обучения школьников правилам безопасного поведения. Целесообразно включить в программы обучения прикладные аспекты, которые будут направлены на формирование навыков безопасного поведения при пожаре, умений практического использования бытовых приборов и соблюдения мер пожарной безопасности, эвакуации, а также базовых знаний в области причин возникновения возгораний и допустимых безопасных действий, которые может предпринять ребенок. В подготовке новых программ целесообразно учесть многолетний опыт профилактической деятельности в области пожарной безопасности МЧС России, ВДПО и педагогический опыт, накопленный в процессе реализации мероприятий и программ «Школы безопасности».
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 19.12.2023 года № 618 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральная рабочая программа начального общего образования окружающий мир (для 1–4 классов образовательных организаций) – М.: ФГБНУ «Институт развития стратегии образования», 2022 — 54 с.
- Федеральная рабочая программа начального общего образования окружающий мир (для 8–9 классов образовательных организаций)– М.: ФГБНУ «Институт развития стратегии образования», 2022 – 54 с.
- Агаркова О. Д. Применение метода проектов в обучении младших школьников безопасности жизнедеятельности //Вестник науки. – 2023. – Т. 2. – №. 6 (63). – с. 170-174.
- Иванова М. М., Ельков В. В. Обучение школьников основам безопасного поведения при пожаре с использованием кейс-технологий на ОБЖ //Педагогическое образование на Алтае. – 2023. – №. 1. – с. 14-24.
- Мельник О. Е. Научно-методическое обеспечение в области пропаганды и обучения пожарной безопасности. Результаты внедрения в 2015-2016 учебном году //Сибирский пожарно-спасательный вестник. – 2016. – №. 1. – с. 55-63.
- Ханхунов Ю. М., Лубсанов Э. Ю. О реализации дополнительной образовательной программы «Школа безопасности» //Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы. – 2015. – с. 251-254.